Семейное насилие остаётся одной из главных проблем российского общества. Социологическое исследование в Омской показало, что 58% родителей допускают физическое наказание детей. В 98% неблагополучных и 50% благополучных семей детей бьют время от времени. При этом 25% подростков соглашаются, что физическое наказание — это наиболее оптимальный способ воспитания. Подростки, подвергающиеся физическим наказаниям, раздражительны и аффективны, не могут встроиться в социум. Становясь взрослыми, они копирую поведение своих родителей-насильников.
В 2011-12 годах на факультете психологии ОмГУ им. Ф.М.Достоевского стартовал проект сотрудничества с Уполномоченным по правам ребенка при губернаторе Омской области, основной целью которого является изучение факторов семейного неблагополучия. Результаты исследования были приведены в статье «Применение физических наказаний в семье как фактор проявления агрессивности и акцентуаций характера подростка» («Вестник Омского университета. Психология», №2, 2013). Мы приводим краткие выдержки из него.
58% родителей допускают применение насилие к детям
Под руководством социолога Л.И.Дементий было проведено исследование, направленное на изучение представлений родителей о возможности применения насилия по отношению к ребенку и его восприятия детьми. Оно показало, что для 58 % родителей, независимо от пола, характерна ориентация на применение физического (порка ремнём, шлепки, пощёчины), а также психологического (угрозы, изолирование, публичное оскорбление ребенка) насилия по отношению к своим детям. Эти формы насилия воспринимаются родителями как типичные и эффективные способы борьбы с непослушанием, плохой успеваемостью и демонстрацией излишней независимости ребёнком. При этом 25% от общего количества респондентов указывает на то, что наказание — это наиболее оптимальный способ воспитания.
Насилие в неблагополучных семьях
Также были исследованы две группы подростков. Выборку исследования составили 240 подростков — учащихся общеобразовательных школ, гимназий и лицеев Омска в возрасте от 12 до 15 лет. Экспериментальная группа — 120 подростков. 80 из них воспитываются в неблагополучных семьях, 40 — проходят реабилитацию в «Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» из-за семейного неблагополучия.
В 70% случаев они отмечают, что при непослушании родители довольно часто дают им пощёчины, подзатыльники, бьют ногами, руками либо ремнём. При этом проявления физического насилия практически всегда сопровождаются и психологическим насилием: криками, оскорблениями, угрозами более интенсивных и страшных наказаний, стремлением выгнать подростка из дома. Довольно часто наказание подростков является следствием алкогольного и наркотического опьянения родителей.
28% подростков из неблагополучных семей считают, что физическое насилие в их семье редкость, поскольку большую часть своего времени они проводят вне дома (в кругу сверстников, бродяжничают, стараются вернуться домой, когда родители уже спят). Однако при ответе на вопрос, в каких случаях они сталкиваются с физическими наказаниями в семье, подростки указывают на состояние алкогольного опьянения родителей либо агрессию, связанную с отсутствием алкоголя.
Лишь 2% подростков, проходящих реабилитацию, указывают на отсутствие наказаний в их семье. Возможно, этот результат объясняется их страхом говорить правду об отношениях в семье, боязнью еще больших наказаний со стороны родителей, чувством стыда.
У подростков из неблагополучных семей наиболее выражены такие типы акцентуаций, как эпилептоидный и истероидный. Это указывает на то, что они склонны к состояниям злобно-тоскливого настроения, на основе которого формируется раздражение и аффективность. Такие подростки часто чрезвычайно эмоциональны при общении, легко теряют контроль над собой, действуют импульсивно. Преобладание этих типов указывает и на то, что такие подростки весьма злопамятны в отношении нанесённых им обид.
Благополучные семьи
В группе подростков из благополучных семей 7% довольно часто сталкиваются с физическими наказаниями. Причинами этого дети считают собственные поведенческие стратегии, плохую успеваемость, несоответствие ожиданиям родителей, отсутствие родительской любви по отношению к ним. Однако все подростки отмечают, что в большинстве случаев на месте родителей они поступили бы также, поскольку отсутствие этих наказаний стимулировало бы их на ещеё более безрассудное поведение. Таким образом, подростки, несмотря на боль и обиду, которые они переживают при применении их родителями физических наказаний, считают их справедливыми и воспринимают как норму. Около половины подростков этой группы считают, что при воспитании собственных детей они также будут применять подобные наказания, поскольку только с их помощью, с точки зрения опрошенных, можно добиться желаемого поведения от ребенка.
43% подростков в представленной группе сталкиваются с физическими наказаниями в семье редко. По словам подростков, это происходит «в исключительных случаях, когда уже ничего не помогает». Основными причинами наказаний они называют плохую успеваемость, возвращение домой не вовремя, курение в компании сверстников. Большинство подростков указывает на то, что в основном детско-родительские конфликты в их семье сопровождаются криками, угрозами ограничения денежных средств на мелкие расходы и контактов с друзьями или работы с компьютером. Физические наказания родители применяют лишь тогда, когда они «их довели». При этом половина подростков этой группы считает наказания эффективными формами воспитания, тогда как другая половина не видит в них смысла и целесообразности.
Около 50% подростков контрольной группы считают наказание неэффективным способом воспитания и указывают на то, что их родители никогда не применяют к ним физических воздействий. Респонденты отмечают, что при возникновении конфликтных ситуаций родители беседуют с ними, объясняют негативные последствия их поступков. Самыми распространенными формами наказаний в их семье являются ограничения походов в кино и кафе, встреч с друзьями, работы на компьютере. Подростки считают подобные меры воспитания более эффективными, чем физические наказания, поскольку они не унижают их и не причиняют боль». Респонденты этой группы указывают на то, что при воспитании собственных детей они будут стремиться избегать физических наказаний.
Таким образом, модель поведения родителей в семье при воспитании собственных детей формирует в них прообраз будущего родителя и воспитательных стратегий. Следовательно, чем меньше ребёнок сталкивается с проявлением насилия в семье, тем с большей долей вероятности он не будет демонстрировать его в собственном поведении.
Выводы
1.Подростки, подвергающиеся физическим наказаниям в неблагополучной семье, раздражительны и аффективны, имеют выраженное стремление к изоляции от окружающих. Они не умеют устанавливать длительные и прочные социальные связи, являются негибкими по отношению к новым ситуациям, не умеют сопереживать, конструктивно выражать эмоции и чувства, проявляют тенденцию к формированию депрессивных состояний. Все эти факторы часто приводят к формированию девиантного поведения, не позволяют ему эффективно адаптироваться в социуме.
2.Подростки из благополучных семей ориентированы на расширение и установление новых социальных контактов, реализацию лидерских и коммуникативных качеств, имеют более сформированную социальную гибкость и мобильность.
3.Дети, сталкивающиеся с проявлением любой формы насилия в семье, стремятся «выключиться» из социума, не доверяют окружающим и пытаются впоследствии «восстановить справедливость», самоутвердиться, входя в преступные сообщества, либо забыть о произошедшем с помощью алкоголя и наркотиков.
+++
Ещё в Блоге Толкователя о насилии:
Россияне бьют и будут бить детей, матери — чаще отцов
Исследования социологов показывают, что порке подвергаются более 60% детей, особенно усердствуют с ремнём и палкой родители-силовики, но в целом по России — матери. Однако когортные показатели говорят о смягчении нравов: среди 18–24-летних непоротых оказалось 33%, а среди 55–64-летних – лишь 18%.
+++
http://ttolk.ru/articles/detey_byut_v_98_neblagopoluchnyih_i_50_blagopoluchnyih_semey