Уже несколько дней такие соцсети, в первую очередь — «детский» Tik Tok, оказались в центре внимания родителей, политиков и правоохранителей.
Начиная с конца февраля в социальных сетях стали как пожар распространяться ролики и информация, склоняющие детей попробовать сделать то, что в лучшем случае плохо закончится для их здоровья, в худшем — жизни. Детям показывают, как попробовать спрыгнуть, проскочить, перебежать и пролететь… Первыми тревогу забили родители. Те из них, кто замечает, что смотрят и в чем «живут» их чада.
В Следственном комитете по распоряжению Александра Бастрыкина идет проверка соцсетей, в которых детей склоняют к опасным действиям.
Они стали звонить во все колокола, и их очень быстро услышали. Прошло буквально пара дней, и отозвались чиновники, политики и следователи. Реакция власти объяснима — это уже было.
Родители уже хоронили детей, которые после общения в виртуальном пространстве уходили из жизни, не понимая, что творят. Но тогда, пять лет назад, взрослые не сразу оценили степень опасности.
— В адрес Следственного комитета России поступают обращения с просьбой об организации процессуальной проверки с целью проведения оперативных и следственных мероприятий, направленных на пресечение распространения данной информации и установление лиц, причастных к ее распространению, — объявила официальный представитель СК Светлана Петренко.
На призывы в Tik Tok обратили внимание и власти Москвы. Как только ролики набрали вирусную популярность, в родительских коммьюнити в Сети появились предостережения.
«Просим вас поговорить с вашими детьми, еще раз сказать им, что вы их любите и они вам дороги, — гласит сообщение от учителя в одном из родительских чатов. — Только заботой и вниманием мы можем оградить наших детей от реальной угрозы манипулирования их сознанием».
В пресс-службе департамента образования и науки Москвы «РГ» подтвердили, что школы действительно делали такую рассылку.
Как сказали в ведомстве, это обычная практика в подобных случаях. «Школы регулярно проводят с учениками и их родителями профилактическую работу разной направленности», — комментируют в департаменте.
Особое внимание уделяется проблемам детского травматизма и психологическим сложностям в школе.
Наутро после заявлений от Следственного комитета TikTok объявила, что удаляет контент, нарушающий правила, в том числе тот, который изображает, пропагандирует, нормализует или прославляет нанесение себе вреда. Хештеги, под которыми такой контент распространяется, также блокируются, «чтобы предотвращать участие пользователей в опасных челленджах», подчеркнули в TikTok.
Родители стали звонить во все колокола, и их очень быстро услышали. Прошло буквально пара дней, и отозвались чиновники, политики и следователи
Верить этим заявлениям? Те, кто занимается следствием по делам об опасном контенте в соцсетях, крайне скептически относятся к подобным заверениям. Достаточно вспомнить дело, которое расследовали в Санкт-Петербурге.
Это было очень громкое дело против администратора одной из «групп смерти» в социальной сети. Его звали Филипп Будейкин, но известен он был более под псевдонимом Филипп Лис.
Этот самый «Лис» весной еще 2016 года в Москве и Подмосковье в соцсети «ВКонтакте», как потом напишут следователи, осуществлял «постоянную деятельность, направленную на распространение среди несовершеннолетних пользователей Сети пренебрежения к жизни».
Следователи доказали, что Будейкин склонял 15-летнюю девочку из Астрахани к смертельным действиям. Ей повезло — школьницу убедили отказаться от опасного намерения сотрудники правоохранительных органов. Потом Будейкин, сидя у себя дома в Подмосковье, «промыл мозги» школьнице из Тюменской области. Та пыталась совершить страшный поступок, но ее жизнь удалось спасти медикам.
Будейкина смогли поймать. Он проживал в России в отличие от некоторых его коллег, ведущих аналогичную жуткую интернет-деятельность. Летом 2017 года Будейкин был приговорен к 3 годам и 4 месяцам лишения свободы. Правда отбывать наказание его отправили в колонию-поселение. Кстати, ровно год назад он освободился.
Мало кто знает, но еще тогда, в 2016 году, в Следственном комитете создали межведомственную рабочую группу «для обсуждения вопросов предупреждения распространения в Интернете информации, провоцирующей опасное для жизни поведение детей».
Еще на том, пятилетней давности, заседании выступил с докладом руководитель Главного управления криминалистики СК Зигмунд Ложис. Он с сожалением подчеркнул, что при изучении личных страниц подростков, совершивших страшный поступок или покушение на него, установлено, что в качестве основного источника угрозы выступали различные социальные сети.
В СК еще в 2013 году создали отдельное подразделение, которое курирует расследование преступлений, совершенных против несовершеннолетних и самими несовершеннолетними.
Там первыми заметили проблему того, как и куда стали заводить детей социальные сети. И уверенно стали ловить тех, кто склоняет детей к страшному. Но только тех, кто находился на территории нашей страны. А таких, как показала практика расследования подобных дел, буквально единицы. Вот тогда-то и стало понятно, что руками исключительно правоохранителей эту проблему не решить.
Когда жизнь начинает восприниматься как компьютерная игра
Для защиты детей приняты меры по пресечению соцсетями распространения призывов к опасным для жизни поступкам. По требованию Роскомнадзора администрации соцсетей ограничили доступ к таким материалам (более 450), сообщили в пресс-службе ведомства. Эксперты рассказали «РГ», на ком лежит ответственность за происходящее.
— Подростки — самая активная часть интернета. Они потребляют большую часть контента, — считает Андрей Масалович, ведущий эксперт по конкурентной разведке Академии информационных систем, президент Консорциума «Инфорус». — И именно они при этом наименее защищенная категория в силу отсутствия жизненного опыта. Интернет создает иллюзию анонимности (этому заблуждению подвержены даже опытные хакеры) и порождает явление геймификации, когда жизнь начинает восприниматься как компьютерная игра.
Юрий Жданов: надо считать подобные действия актом терроризма. Виновников немедленно арестовывать и требовать пожизненного заключения
Сеть позволяет всем «отклонениям» сбиваться в виртуальные стаи, есть и группы, склоняющие к опасным поступкам. Изучение вопроса позволяет предполагать, что эти группы управляются — кто-то отрабатывает технологию вовлечения как воронку продаж в рекламе. На первом уровне пользователя завлекают — яркой картинкой, чем-то необычным. На втором уровне ему предлагают залогиниться, оставить свои данные. На третьем его принимают в клан, происходит постепенная утрата индивидуальности. На четвертом уровне человек начинает делать то, чего от него ждет клан, иначе ему начнут угрожать.
У этих групп есть «дирижеры», организаторы, которых мы не видим, выявить их крайне трудно. Вот на них и должна лежать основная ответственность.
Опасный контент надо блокировать немедленно
Глава Комитета Госдумы РФ по информационной политике Александр Хинштейн считает, что пока вводить новые меры против таких опасностей в Сети не стоит.
«Законодательство только изменилось — месяц работает норма, предписывающая соцсетям блокировать и удалять запрещенное содержание, — сказал Александр Хинштейн. — Два месяца действуют новые штрафы для интернет-ресурсов за неисполнение требований Роскомнадзора. Прежде чем нам менять или ужесточать законодательство, надо посмотреть, как они работают на практике.
У нас отсутствует ответственность для соцсетей и их владельцев за некачественный мониторинг соцсетей. Но если Роскомнадзор направил им требование об удалении информации, и это требование не было исполнено, вступает в силу Кодекс об административных правонарушениях.
За неудаление общественно опасного контента, к которому отнесены и призывы подростков к самоубийствам, для должностных лиц установлен штраф от 400 до 800 тысяч рублей, а для юрлиц — от 3 до 8 млн рублей. Если на первое представление Роскомнадзора отсутствует реакция, требование направляется повторно. Если и оно игнорируется, санкции возрастают — тогда для должностных лиц штрафы составляют от 800 тысяч до 1 млн рублей, а для юрлиц предусмотрен оборотный штраф от одной десятой до одной пятой от совокупного годового дохода.
Некоторые предлагают ввести блокировку сетей, которые отказываются удалять контент. Я с таким подходом не согласен. У нас в стране количество погибших в ДТП больше, чем жертв насильственных действий, но это не означает, что нужно запрещать передвижение на машинах».
Пандемия усилила вовлеченность подростков в соцсети
«Сервис коротких видеороликов «ТикТок» принадлежит пекинской компании ByteDance (Китай), — рассказали «РГ» в департаменте кибербезопасности «Сбера». — Представительства TikTok находятся в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Москве, Берлине, Дубае, Мумбае, Джакарте, Сеуле и Токио. Приложение достигло более 1 миллиарда пользователей из 150 стран. По итогам 2019 года в среднем каждый месяц российские пользователи просматривали 16,25 млрд и размещали 20,83 млн видео; делились 23 млн и ставили лайки 1,62 млрд видео.
Пандемия усилила этот тренд. 43% детей в младшей школе имеют профиль в социальных сетях, среди старшеклассников этот показатель возрастает до 95 %.
Регуляторам следует прорабатывать вопрос по немедленной блокировке аккаунтов, распространяющих такого рода сообщения, как с отечественными, так и с международными сервисами».
Соцсети используются в качестве оружия
«По приблизительным подсчетам, сегодня в России более 7,5 млн пользователей «ТикТок», которые заходят в сеть не менее 6 раз в день и проводят там около 40 минут, — рассказал «РГ» доктор юридических наук, заслуженный юрист России Иван Соловьев. — При этом не менее половины аудитории — дети и подростки, которые там «зависают» часами.
Именно поэтому соцсети используются в качестве оружия, причем самого подлого, направленного против наших детей.
С удивлением узнал, что и в «Твиттере» публикаций с опасными призывами к подросткам выявлено в 10(!) раз больше, чем с пропагандой наркотиков.
При этом мы понимаем, что запрет соцсетей не наш девиз. И здесь важны две вещи. Первая: государство перестало на шаг отставать от наших сетевых врагов. Надо продолжить наделение госорганов, в первую очередь Роскомнадзора, необходимым набором полномочий. Блокировать негативную информацию нужно в течение суток. И вторая: сами соцсети во многих случаях наконец-то начинают идти на контакт.
Мнение эксперта
Юрий Жданов, генерал-лейтенант МВД, руководитель российской секции Международной полицейской ассоциации:
— Тема не новая и уже есть опыт. Хочу напомнить, что лет 5-6 тому назад был всплеск призывов к непоправимым поступкам в соцсетях. Речь шла о сообществе «Синий Кит». Но тогда же удалось отработать эффективный алгоритм действий. И на несколько лет проблема практически ушла.
Что нужно сейчас?
1. Во-первых, нормальные отношения в семье. Там, где есть контакт родителей с детьми, опасности меньше.
2. Внимание учителей и классных руководителей. Подростки обычно делятся друг с другом своими мыслями и проблемами.
3. Мониторинг соцсетей. И при Росмолодежи была создана специальная структура для этого. Но важна и активная позиция граждан.
4. Оперативная блокировка опасного контента.
5. Но сама блокировка не всегда эффективна. Сегодня очень многие умеют ее обходить. Поэтому куда важнее работа с соцсетями по удалению этого контента. На заблокированный сайт можно выйти, а на удаленный нельзя.
6. Максимальная гласность. Надо широко информировать и детей, и родителей об угрозах.
7. Работа психологическая с подростками — в смерти ничего хорошего нет.
8. Международное сотрудничество.
9. Поиск и наказание злоумышленников. Надо жестко наказывать авторов таких акций.
10. Ну и самое радикальное предложение — расценивать подобные действия как акт терроризма, а не склонение к опасным действиям. Оперативно выявлять виновников, немедленно арестовывать и требовать для таких деятелей пожизненного лишения свободы, как за терроризм.