Проблемы личности в эпоху постмодернизма

Татьяна Владимировна Маркелова

Александр Валерьевич Барсуков

/module/item/name

Развитие всех социальных систем, как и развитие отдельной личности, зависимо от актуального культурного и исторического периода. В процессе изменения исторических и культурных эпох видоизменяется и конкретный человек. В новейшей истории нашей страны происходили масштабные социальные и политические изменения, которые не могли не отразиться на личностных и ценностных особенностях современного человека. Процессы подобных изменений активно изучаются в социологии и философии. В психологии не так много исследователей интересуются данной проблемой. З. Фрейд в качестве основного невротического конфликта рассматривал фрустрацию либидо, и это было справедливо для поствикторианской эпохи. Данный вариант внутриличностного конфликта на данный момент не актуален. В.Я. Семке еще в 1988 году описал изменения клинических проявлений истерических неврозов под воздействием изменений специфики человеческих отношений. В зарубежной психологии интерес к социальным изменениям современности более очевиден. В психоаналитической традиции стали классическими труды К. ХорниЭ. Фромма. В экзистенциально-гуманистической психологии В. Франкл описал проблему смыслов у современного человека. В. Франкл также описал специфический вариант невротического расстройства современности, причиной которого является лишение смысла бытия человека.

Post-modernity — культурная и идеологическая конфигурация, призванная вытеснить и заместить модернити (то есть современную индустриальную эпоху во всем многообразии ее социальных отношений). До постмодерна был модерн и премодерн. И премодерн, и модерн имеют в качестве фундамента «традиционные ценности» в отличие от постмодерна. Присущая традиционным культурам патриархальная модель отношений больше не является единственно приемлемой. Безусловно, некоторые люди разделяют традиционные отношения, но на данный момент эта культурная модель не единственная.

Ц.П. Короленко отмечает, что традиционным отношениям свойственна тенденция к укреплению теплых дружеских отношений внутри расширенной семьи, клана, производства. Отношения в культуре постмодерна направлены на индивидуализм и ценности потребления [2].

Прежде всего эти изменения касаются института семьи. Статистика разводов, по данным Росстата с 2010 по 2021, стабильно держится в районе 50–60% с тенденцией к умеренному росту. Следовательно, стабильными, сохранными являются около 40% семей от заключенных браков. Щербакова Л.И.Верещагина А.В.Самыгин С.И. отмечают постепенную трансформацию семейных ролей от определенности и жесткости семейных предписаний к вариативности и гибкости семейных ролей и поведенческих моделей, что определяет дополнительную психологическую нагрузку на людей [4]. Ключевой причиной изменения семейных отношений является изменение ее функционального значения, она утратила приоритетность для выживания. В современных условиях совершенно необязательно создавать семью, выжить можно и поодиночке, и это неизменный факт. Парадокс интимных отношений посттрадиционной нуклеарной семьи в том, что их условием являются отношения привязанности и самораскрытия, повышаются требования к «зрелости» партнеров, при этом каждый партнер рискует быть травмированным из-за высокой вероятности разрыва отношений (Э. Гидденс). Следовательно, потребность в привязанности сама по себе является потенциально травматичной и внутренне конфликтной [1]. Достаточно широко в европейской культуре представлены варианты отказа от отношений привязанности, к которым можно отнести следующие: промискуитет и иные аддикции отношений, отношения чайлдфри как явление выбора и отказа реализации материнства и отцовства, асексуальность как компенсаторное мировоззрение. Очень распространенной как в отечественной, так и в европейской культуре является феномен матери-одиночки, родившей ребенка «для себя».

В связи с приоритетом индивидуализма и иными особенностями посттрадиционной культуры изменяются не только семейные отношения, но и отдельная личность. Диктуемая культурой ценность человека выражается в его самодостаточности, то есть умении жить автономно. Автономность и дистанция между людьми способствует обесцениванию личностных смыслов и проблеме одиночества. Исходя из представлений В. Франкла, основным требованием времени является поиск смысла или акт творения субъективной системы смыслов [3]. Характерным признаком постмодернизма является «культура потребления». Фиксация на ценности потребления еще больше выхолащивает субъективную картину ценностей и смыслов. На наш взгляд, культура потребления не продуцирует новые смыслы, при этом выхолащивает общечеловеческие ценности. Стоит признать, что в усложняющейся реальности проблема смыслов является личным делом каждого человека. Порождаемый внутренней пустотой ноогенный невроз при этом вполне реален и проявления его болезненны.

Ц.П. Короленко отмечает, что шопинг — лучшая забава эпохи постмодерна. Человек как бы покупает себе новую идентичность взамен своей фрагментированной. Как известно, для формирования и сохранения спаянной устойчивой идентичности человек нуждается в адекватной реализации трех видов переноса: идеального, зеркального и двойникового (H. Kohut). Зеркальный перенос заключается в ощущении наличия близости с другими людьми, а также чувством поддержки со стороны других людей. Содержанием идеального переноса является чувство связи с авторитетной фигурой. Двойниковый перенос выражается в ощущении принципиального тождества между собой и другими людьми. Недостаточность или отсутствие этих трех компонентов делает невозможным ощущение человеком бытия в окружающем мире в качестве реального, живого, целостного индивидуума. Современная культура не способствует формированию идеалов, и, следовательно, часто наблюдаются нарушения спаянной идентичности.

Резюмируя, можно описать личность эпохи постмодерна как отчужденную от других людей (в связи с индивидуализмом), с фрагментарной идентичностью, со специфической эмоциональной недостаточностью, которая затрудняет формирование привязанности, этот человек ценностно обеднен, в связи с чем испытывает тревогу и другие неприятные чувства. Характерной особенностью представителя постмодернизма является феномен постоянно ограниченного времени. Особо губителен феномен нехватки времени оказывается в случае реализации детско-родительских отношений, так как родитель зачастую не может дать ребенку должной полноты взаимодействия. Актуально и то, что постмодернизм не предполагает стабильных идеалов и ценностей при недостатке социальной поддержки, что приводит к фрагментации идентичности и в дальнейшем к снижению чувства единения с другими людьми. На этом фоне возрастает значимость виртуальной коммуникации. При этом специфика информации, транслируемая СМИ, является крайне неоднозначной с точки зрения сохранения психического здоровья личности. Особенно противоречивое влияние СМИ оказывают на развивающуюся, незрелую личность.

В завершение приводятся некоторые специфические, донозологические, но патологические личностные особенности свойственные культуре постмодерна. Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева обозначили их как «повреждающие психические дисфункции» [2].

Нарушение аттачмента. Под аттачментом понимается стойкая эмоциональная фиксация на объекте. Аттачмент развивается в ранние периоды развития ребенка и семантически схож с понятием привязанности Э. Боулби. Нормальный аттачмент определяет стремление ребенка к отношениям, привязанности к матери. Он развивается при условии наличия близости матери и ребенка. Эмпатичная мать инстинктивно улавливает потребности ребенка и реализует их. В связи с чем у ребенка формируется преобладание фона положительных эмоций и минимизация отрицательных. В случае неспособности матери к эмоционально теплому, понимающему и принимающему симбиотическому контакту с ребенком в течении первого года жизни у него не формируется базис для развития привязанности, доверия к окружающим.

Эмоциональная недостаточность. Дефицит 7-го чувства и эмпатии. Данный симптомокомплекс характеризуется сниженной привязанностью к людям, недостаточно сформированными у них оказываются чувства долга, благодарности, признательности близким. Моральные принципы недоразвиты, что напоминает диссоциальное расстройство. Стремление к кооперации с людьми у них неразвито. Дифицит седьмого чувства формируется на ранних этапах развития и связан с глубинной экзистенциальной неуверенности.

Синдромы избегания. Все варианты избегающего поведения роднит страх новизны. На глубинном уровне это страх столкновения с собственными неконтролируемыми драйвами агрессии, гнева, как бы маскированный страхом критики, угрозы самооценке.

Стратегия избегания или дистанцирования широко распространена в современном обществе. Она включает в себя такие формы преобладающего поведения, как открытое незамаскированное дистанцирование; дистанцирование, скрытое за маской поверхностных контактов; запоздалое, отставленное по времени дистанцирование; дистанцирование с развитием регрессивных отношений в рамках созависимости (Melody Beattie, 1987).

Уникальным и малоизученным является синдром Мюнхгаузена прокси, выраженный в грубом искажении родительской позиции и специфики детско-родительских отношений.

По данным Abdulhamid (2008), синдром Мюнхгаузена прокси (СМП) как одна из форм психической патологии был впервые описан под этим термином Meadow в 1977 году. Было зарегистрировано в 1977 году два случая искусственно вызванных матерями симптомов болезненных расстройств у их детей. У одного из заболевших устанавливалась гипернатриемия, у другого в течение длительного времени периодически обнаруживалась кровь в моче. Гипернатриемия ребенка была вызвана матерью, добавляющей в пищу большое количество поваренной соли. В 1994 Meadow сообщил, что после гибели ребенка мать призналась в совершении этого преступления психиатру (Abdulhamid, 2008) [2].

Ц.П. Короленко отмечает тенденцию к росту частоты встречаемости данного расстройства и усложнения его проявлений. Отмечается возможность симуляции родителями с последующим внушением ребенку психопатологических симптомов.

В заключение стоит отметить, что недоучет влияния посттрадиционной культуры способен привести к ошибкам как в диагностической, так и в психотерапевтической деятельности психолога. Приведенные особенности личности в период постмодерна и предпатологические состояния являются лишь малой частью возможных изменений. Таким образом, психологу необходимо обращать внимание не столько на индивидуальные особенности личности, сколько на воссоздание благоприятной атмосферы в семье, особенно в практике работы с детьми и подростками.

Список литературы

  1. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных отношениях. СПб: Питер, 2004. 208 с.
  2. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Номо Postmodernus. Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире: Монография. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. 248 с.
  3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  4. Щербакова Л.И., Верещагина А.В., Самыгин С.И. Молодая семья в условиях трансформации институтов семьи и брака // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. №8. С. 172-176.

Источник: Маркелова Т.В., Барсуков А.В. Проблемы личности в эпоху постмодернизма // Актуальные проблемы психологической практики в силовых структурах: ментальное здоровье и условия его сохранения: Сборник докладов VI Международной межведомственной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 18 ноября 2021 г. Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2022. С. 23–28.

https://psy.su/feed/10824/

This entry was posted in 1. Новости, 2. Актуальные материалы, 3. Научные материалы для использования. Bookmark the permalink.

Comments are closed.