Китайская табачная экспансия

Светлана Тюрина

  1.  Что такое Китайский табак?
  2. Как Китай табак связан с китайским правительством?
  3. Как устроен китайский табак?
  4. Чем отличается китайский табак от других транснациональных табачных компаний?
  5. Насколько выгодна CNTC?
  6. Где в мире продаются сигареты China Tobacco?
  7. Какие договоры регулируют китайский табак?
  8. Я много слышал о “Больших табачных” компаниях и тактике, которую они используют для продажи сигарет, но почти ничего о китайском табаке. Почему это?

Что такое Китайский табак?

Китайская национальная табачная корпорация-государственная табачная компания Китая. Его иногда называют “Китайским табаком” или сокращенно “CNTC”.

Основанная в 1982 году, она на сегодняшний день является крупнейшей табачной компанией в мире, поставляющей 43,6% мирового рынка сигарет. Она обладает монополией на все аспекты табачной промышленности Китая, включая выращивание, закупку и распределение табачного листа, а также производство и распространение сигарет и других табачных изделий.

Инфографика, показывающая долю китайского табака на мировом рынке

Кредит: Тамас Шеманн

Большую часть своего существования CNTC сосредоточилась на продаже сигарет в Китае. Будучи самой густонаселенной страной в мире, она также является одним из крупнейших мировых рынков табачных изделий.

Но в 2003 году, когда внутренние доходы уменьшились из-за усиления конкуренции из-за рубежа и постепенного сокращения числа китайских курильщиков, компания запустила то, что она назвала “Глобальной стратегией”, чтобы начать экспортировать значительное количество сигарет по всему миру.

Она расширила свой глобальный охват до 20 стран, работая через 34 оффшорных объекта, которые включают офисы продаж, производственные предприятия и специализированные закупочные компании, согласно самым последним имеющимся данным, начиная с 2019 года.

Инфографика, показывающая табачную экспансию Китая

Кредит: Тамас Шеманн

В статье 2017 года исследователи Дженнифер Фан, Келли Ли и Нидхи Сейпал отметили тихую зарубежную экспансию CNTC и заявили, что если она будет продолжаться по той же траектории, то это может иметь “глубокие последствия для общественного здравоохранения».”

“Китайская промышленность выигрывает от огромных размеров, слабого внутреннего регулирования и государственной поддержки зарубежной экспансии”, — писали они. “В случае успеха это приведет к усилению глобальной ценовой конкуренции, появлению новых продуктов и усилению маркетинга, что приведет к увеличению потребления табака.”

Инфографика, показывающая сигареты, произведенные пятью крупнейшими табачными компаниями в 2019 году

Фото: Тамас Шеманн

Как Китай табак связан с китайским правительством?

CNTC регулируется Государственной администрацией табачной монополии (STMA), главным правительственным органом, управляющим табачной промышленностью страны. С 2008 года он контролируется Министерством промышленности и информационных технологий Китая.

Смущает то, что, хотя STMA технически контролирует CNTC, они фактически являются одной организацией с одинаковым руководством и структурой. У них даже есть один и тот же сайт.

STMA совместно с CNTC определяет общую политику китайского правительства в отношении табака, включая установление квот на производство сигарет и цен на сигареты. Затем CNTC реализует эту политику.

В 2013 году Китай приступил к амбициозной политике, которую он назвал Инициативой «Пояс и путь» (BRI), направленной на создание инфраструктуры — и влияние — по всему миру. Будучи государственным предприятием, CNTC публично объявила, что присоединится к этой работе два года спустя.

Тогдашний директор компании Лин Чэнсин заявил, что BRI ускорит глобальные амбиции CNTC, чтобы она могла “догнать три ведущие табачные транснациональные компании.”

“Необходимо воспользоваться возможностями реализации в стране стратегии” Пояс и путь», укрепить доверие, воспользоваться возможностями, отобрать хорошие проекты, приложить все усилия для ускорения темпов «глобального» развития отрасли», — сказал он, сообщает отраслевое издание TobaccoMarket.

В 2017 году STMA опубликовала план того, как китайская табачная промышленность будет участвовать в BRI, чтобы расширить и диверсифицировать свой рынок за счет строительства новых зарубежных объектов для цепочки поставок China Tobacco.

Как устроен китайский табак?

CNTC — крупная и сложная компания, под зонтиком которой находится около 30 небольших китайских табачных компаний. Некоторые из них работают полуавтономно, производя собственные фирменные сигареты и даже участвуя в совместных предприятиях за рубежом. Поэтому, когда вы смотрите на пачку китайских сигарет, название производителя может быть одним из дочерних предприятий CNTC или даже совместным предприятием.

Например, единственный европейский филиал CNTC — компания в Румынии, играющая важную роль в ее глобальной экспансии, — фактически контролируется одной из ее дочерних компаний: China Tobacco Anhui Industrial Co, базирующейся в восточной китайской провинции Аньхой. Остальные его акции разделены между двумя другими дочерними компаниями CNTC, China Tobacco Shaanxi Industrial Co. и Hongta Tobacco Group Co Ltd.

В конце 1990-х годов крупная реформа консолидировала то, что было еще более разросшейся китайской табачной промышленностью, в которой было целых 185 региональных компаний, подчиненных CNTC. “Наличие государственной бюрократии напрямую влияет на ее структуру,-сказал Фанг о CNTC, — с действующими офисами на каждом уровне правительства (муниципальном, провинциальном, национальном).”

Чем отличается China Tobacco от других транснациональных табачных компаний?

Главное отличие China Tobacco от других крупных игроков табачного сектора заключается в том, что CNTC полностью принадлежит государству. Это не редкость в Азии — Таиланд, Южная Корея и Вьетнам имели или имеют государственные табачные монополии, но CNTC затмевает эти предприятия.

Связи CNTC с государством создают значительный конфликт интересов, поскольку китайское правительство одновременно владеет и регулирует компанию. Как страна, подписавшая Рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, Китай должен установить правила ограничения употребления табака, даже если он получает значительные финансовые выгоды от своей собственной сигаретной монополии.

Ответственность за осуществление Конвенции лежит даже на том же государственном органе, который управляет CNTC, — Государственной администрации табачной монополии.

“Эти двойные обязанности поднимают серьезные вопросы об организации органов по борьбе против табака и о том, препятствуют ли структурные атрибуты их способности защищать потребителей”, — писала группа исследователей в журнале Tobacco Control в 2012 году.

Поскольку CNTC не обязана акционерам, она не обязана публично раскрывать какую — либо корпоративную информацию-и она не делает этого, кроме случайного объявления о своей огромной годовой прибыли. Но два года назад CNTC запустила свою первую публично торгуемую дочернюю компанию China Tobacco International (CTI) на Гонконгской фондовой бирже.

CTI Hong Kong описывает себя как “назначенную оффшорную платформу” для расширения международного бизнеса China Tobacco. В настоящее время он занимается продажами табачных листьев CNTC по всему миру, а также продажами сигарет на некоторых рынках Юго-Восточной Азии. Это также приведет к тому, что China Tobacco начнет продавать свои собственные “горячие табачные изделия».”

Насколько прибыльна CNTC?

Никто точно не знает, сколько зарабатывает CNTC. Хотя она иногда отчитывается о своей годовой прибыли, данные контролируются правительством и, в отличие от других крупных табачных компаний, не подлежат независимому аудиту.

Самая последняя доступная финансовая информация OCCRP была получена в 2019 году, когда Китайское управление по борьбе с табаком объявило, что общая промышленная и коммерческая прибыль табачной промышленности в Китае в этом году составила 1,20 трлн юаней (более 170 млрд долларов США).

Где в мире продаются сигареты China Tobacco?

Согласно базе данных Comtrade ООН, в настоящее время Китай экспортирует табачные изделия в 125 стран на пяти континентах.

Инфографика, показывающая рост китайской табачной торговли

Кредит: Тамас Шеманн

Однако совершенно неясно, куда именно попадают все эти сигареты. В Латинской АмерикеЕвропеи Украинежурналисты OCCRP обнаружили несколько случаев , когда CNTC или ее дочерние компании отправляли сигареты в страны , где для них не было законного рынка.

Журналисты также поговорили с экспертами по борьбе против табака в нескольких странах, которые заявили, что никогда не видели китайские марки сигарет на легальном рынке, несмотря на рекорды экспорта Comtrade. Например, в период с 2010 по 2019 год Китай экспортировал в Канаду 6 246 тонн сигарет на сумму 161,7 миллиона долларов. Но Роберт Каннингем, старший политический аналитик Канадского онкологического общества, сказал, что ему известно только о том, что эти сигареты продаются в одном месте, в магазине беспошлинной торговли в международном аэропорту Ванкувера. “В целом известно, что в Канаде нет китайских марок сигарет, доступных для широкой продажи”, — сказал он.

Там, где китайские табачные марки продаются легально, они часто продаются в магазинах беспошлинной торговли, как в Ванкувере. Они также уже много лет появляются на черном рынке в разных странах мира, включая Украину, Румынию, Италию, Австралию, Колумбию и Филиппины.

Какие договоры регулируют китайский табак?

В 2005 году Китай ратифицировал Рамочную конвенцию по борьбе против табака (РКБТ) — юридически обязательный международный договор, заключенный через Всемирную организацию здравоохранения и подписанный в 2003 году с целью регулирования потребления табака. Согласно условиям РКБТ, Китай должен проводить политику общественного здравоохранения по сокращению курения без вмешательства табачной промышленности.

Среди других мер РКБТ призывает запретить рекламу и пропаганду табака, добавить предупреждения о вреде для здоровья на упаковку табака и повысить налоги на табак. Он также требует от своих подписантов, занимающихся выращиванием табака, уменьшить зависимость фермеров от урожая.

10 января 2013 года Китай также подписал Протокол о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями, целью которого является прекращение незаконного производства или контрабанды сигарет. Стороны протокола должны проводить надлежащую проверку компаний, покупающих сигареты, включая проверку того, что они имеют лицензию и будут продавать табак легально, и экспортировать его только на рынки, где существует законный потребительский спрос на их продукцию. OCCRP обнаружила доказательства того, что CNTC не придерживалась протокола в двух регионах, на которых мы сосредоточили свое внимание, — Европе и Латинской Америке.

Я много слышал о “Больших табачных” компаниях и тактике, которую они используют для продажи сигарет, но почти ничего о китайском табаке. — Почему это?

Другие крупные транснациональные табачные компании (ТТК) — Philip Morris International, British American Tobacco, Japan Tobacco International и Imperial Brands, которые в совокупности известны как “Большой табак”, — работают в таких странах и регионах, как США и Европа, где табачные рынки более жестко регулируются. Но существует скудная доступная информация о Китайском табаке, поскольку его основные операции были проведены в Китае.

“Это все за закрытыми дверями”, — сказала Джудит Маккей, специальный советник Глобального центра по благому управлению в борьбе против табака с многолетним опытом работы с табачной промышленностью в Азии. — Никакой прозрачности. Никаких собраний заинтересованных сторон, никаких объявлений … Мы просто не знаем.”

Люк Йооссенс, эксперт по борьбе с табаком, который занимается незаконной торговлей, сказал, что экспертам все еще не хватает хороших данных о том, сколько табака экспортирует CNTC, поэтому компания рассматривается как производящая “сигареты, произведенные китайцами для китайцев».”

“Китай должен иметь такое же внимание, как и для других” большой четверки“, — сказал он, — но большая часть китайского рынка является национальным, и это может быть причиной.”

В последние годы компания также сотрудничает с другими крупными табачными компаниями, объявив в 2005 году, что они создадут China Tobacco Philip Morris International в Швейцарии для продажи трех своих брендов за рубежом через дистрибьюторские сети PMI. Новые партнерские отношения с British American Tobacco и Japan Tobacco International привели к появлению таких брендов, как Double Happiness, Golden Deer и Red Double Happiness, за пределами Китая.

“Поскольку CNTC все больше имитирует глобализационные стратегии ТТК, — писали Фанг, Ли и Сейпал, — сейчас существует необходимость включить Китай, наряду с другими формирующимися ТТК, в глобальные усилия по борьбе против табака.”

https://www.occrp.org/en/loosetobacco/china-tobacco-goes-global/what-is-china-tobacco

This entry was posted in 1. Новости, 3. Научные материалы для использования. Bookmark the permalink.

Comments are closed.