Украинская полиция проверяет токсичные отходы

Черногория и Украина уже больше года спорят о том, кто несет ответственность за горы загрязненной почвы и песка, сброшенные в черноморский порт Херсон французской инжиниринговой фирмой.

Основные Выводы

  • Опасные отходы, выброшенные на мель в Украине, по-видимому, возникли из списанной верфи в Черногории.
  • Груз, возможно, нарушил международные правила, регулирующие перемещение токсичных отходов через границы.
  • Группа Всемирного банка финансировала проект по очистке верфи, и Монтенегро наняла для этой работы французскую компанию Valgo.
  • Валго, по-видимому, представил образцы из другого места для тестирования черногорскими властями, которые одобрили экспорт. Но OCCRP обнаружила доказательства того, что Валго, возможно, затем добавил токсичные отходы с верфи к отгрузке.

Украинская полиция расследует, не были ли тысячи тонн опасных отходов, которые уже более года находятся на мели в Черноморском порту, обманным путем ввезены местным партнером французской инжиниринговой фирмы.

Отходы были отправлены в Украину с площадки поддержанного Всемирным банком проекта по восстановлению выведенной из эксплуатации верфи Биела на Адриатическом побережье Черногории, где годами накапливались загрязненная почва и песок, оставшиеся от пескоструйной обработки корпусов океанских судов.

Журналисты обнаружили доказательства, свидетельствующие о том, что дочерняя французская инжиниринговая компания, заключившая контракт на утилизацию отходов из Биелы, представила черногорским властям неверные образцы. Это, как представляется, позволило французской компании Valgo SA обойти черногорские и международные правила, регулирующие перевозку опасных материалов.

Украинская полиция также расследует, представлял ли украинский партнер Валго, фирма «арка», поддельные документы властям этой страны для отправки груза.

Груды токсичных отходов, которые сейчас находятся в Херсонском порту, представляют собой большую проблему для Украины.

UA: Херсон ТВГруды мусора в порту Херсона.

“У нас совершенно нет возможности лечить этот песок здесь”, — сказал Владимир Николаенко, который до ноября был мэром Херсона.

— Я даже не могу себе представить, как вы можете обращаться с этими 3600 или 3800 тоннами. — А куда ты его возьмешь? Где вы его лечите? Кто же за это заплатит?”

Я даже не могу себе представить, как вы можете обращаться с этими 3600 или 3800 тоннами. Где вы его берете? Где вы его лечите? Кто же за это заплатит?
– Владимир Николаенко, бывший мэр Херсона

Сегодня власти Черногории и Украины все еще спорят, кто несет ответственность за горы черного песка, стоящие в Херсонском порту. Лабораторные тесты, предоставленные OCCRP Министерством экологии Украины, показывают, что отходы содержат большое количество химических веществ, которые могут вызвать рак и врожденные дефекты.

Исполнительный директор фирмы «арка» Юрий Жовтяк отверг обвинения в подделке документов. Valgo SA не ответила на неоднократные просьбы о предоставлении комментариев.

Группа Всемирного банка заявила, что она поручила провести внутреннее расследование утверждений о том, что опасные отходы с объекта в Биеле были перемещены в Херсон в 2019 году, но она “не смогла подтвердить утверждения” о том, что отходы возникли именно там.

«Никакие отходы от проекта управления промышленными отходами и очистки (IWMP) не были незаконно отправлены в Украину”, — сказал представитель пресс-службы по электронной почте.

Однако группа Всемирного банка отказалась отвечать на конкретные вопросы о доказательствах, собранных OCCRP и ее черногорским центром-членом MANS, о том, что по крайней мере часть отходов, оказавшихся в Украине, по-видимому, произошла с ее проектной площадки в Биеле.

Эдин ПашовичФЛ Лидия покинула Биелу с грузом отходов в ноябре 2019 года, прибыв в Херсон в следующем месяце.

Опасные Вещества

Агентство по охране окружающей среды Черногории (EPA) разрешило отгрузку тысяч тонн отходов на экспорт в Украину в 2019 году после того, как образец, представленный Valgo, показал, что он не содержит никаких опасных веществ, которые потребовали бы специальной лицензии на экспорт.

Центр Экотоксикологических исследований (CETI) в черногорской столице Подгорице, который проверил образец на токсичность, сказал MANS, что он, по-видимому, пришел из роскошной Марины в Порто Монтенегро. У Valgo есть отдельное соглашение на удаление отходов с этого участка.

MANSPorto Montenegro.

Компания Porto Montenegro подтвердила, что часть ее отходов была включена в отправку в Украину.

“Материал временно хранился там на полностью отдельном и закрытом участке до момента транспортировки компанией Valgo морем вместе с другими отходами с верфи Bijela в соответствующий конечный пункт назначения-лицензированный полигон”, — сказал пресс-секретарь Porto Montenegro Данило Калезич.

Украинские ученые также обнаружили, что материал содержит опасные вещества, присутствующие в почве с территории проекта, поддержанного Всемирным банком, в том числе “избыточные уровни тяжелых металлов, приводящие к подавлению и гибели живых организмов и имеющие явные канцерогенные и мутагенные эффекты.”

OCCRP предоставила эти результаты испытаний CETI, которая установила, что украинцы обнаружили загрязняющие вещества, включая нефтяные углеводороды, известные как TPH. CETI отметила, что образцы почвы, которые она тестировала в Биеле в 2015 и 2016 годах, также показали “высокое содержание ТФН”, чего не было в образцах из Порто Монтенегро.

Группа Всемирного банка заявила, что она изучила утверждения о том, что опасные отходы были отправлены с ее объекта проекта Биела в Херсон после того, как узнала о них в декабре 2019 года, инициировав расследование своим независимым отделом добросовестности.

Департамент “пришел к выводу, что не может подтвердить утверждения о том, что опасные отходы возникли на участке, охваченном финансируемым банком контрактом”,-сказал представитель пресс-службы.

Украинская полиция, однако, считает, что это возможно. В мае 2020 года они направили уведомление партнеру Valgo, фирме Arka, назвав ее исполнительного директора Жовтяка подозреваемым после того, как Министерство экологии и мэр Херсона пожаловались, что они не выдали разрешения на отходы.

Полиция утверждает, что украинская компания подделала документы — в том числе подделала подпись тогдашнего мэра Николаенко-и разрешение министерства окружающей среды на отходы после того, как Министерство дважды отказалось дать зеленый свет отгрузке.

Николаенко сказал, что узнал об отправке отходов только тогда, когда они уже прибыли.

“Я пришел в порт, когда песок был уже выгружен и стоял на пирсе, — сказал он. — Я сразу же запретил вывозить его из порта, так как не подписал никакого гарантийного письма, как они утверждали.”

Исполнительный директор «арки» Жовтяк опроверг утверждения о том, что он сознательно использовал поддельные документы для незаконного ввоза опасных отходов. Он также поставил под сомнение точность тестов, показывающих, что песок токсичен, хотя и не представил никаких доказательств того, что они были ошибочными.

Жовтяк сказал, что спор был вызван местными депутатами парламента, которые не согласились с решением мэра разрешить ввоз груза, который он назвал “мусором». По его словам, затем они начали подавать жалобы в различные ведомства по поводу сложившейся ситуации.

“И местные «СМИ по найму» взорвали его из пропорции и начали писать о радиоактивном, токсичном песке”, — добавил он.

— Так что, естественно, мэр отказал в выдаче разрешения.”

В ответ на заявления о подделке документов он заявил, что поручил получение документов от мэра субподрядчику и лично не видел его письма с одобрением.

Жовтяк сказал, что заявление Минэкологии о поддельных документах также было вызвано общественным ажиотажем.

“Когда [министерство] услышало о радиоактивном песке, они сказали: «мы ничего не знаем, мы ничего не выпускали”, — сказал он.

Базельская Конвенция, регулирующая трансграничную перевозку опасных материалов, предписывает утилизацию опасных отходов “экологически обоснованным” способом. Такие компании, как Valgo, иногда заключают контракты на перевозку опасных отходов из стран, которые не имеют возможности их перерабатывать, в страны, которые это делают.

В случае Черногории компания Valgo согласилась экспортировать отходы проекта Bijela в страны, имеющие установки для переработки песка, отметив на своем веб-сайте, что “взрывной песок не может быть обработан на Балканах.”

Если отходы действительно были неопасны, как утверждает фирма «арка», то непонятно, зачем их нужно было вывозить на переработку, поскольку они могли быть утилизированы в Черногории.

Также непонятно, зачем Валго понадобилось перевозить отходы в Херсон, областную столицу с населением около 287 000 человек. Как и Черногория, Херсон не имеет специализированных объектов для утилизации опасных материалов.

Валго экспортировал отходы из Биелы в Испанию до 2019 года, когда страна перестала принимать поставки.

“Испанские власти отклонили запросы Вальго о выдаче разрешений на импорт песка и загрязненной почвы”, — говорится в сообщении EPA Черногории.

Валго не отвечал на вопросы репортеров.

Макс Нефедов/FacebookФЛ Лидия в порту Херсона, после транспортировки отходов из Биелы.

Споры и задержки

По мере того как украинская полиция исследует арку, самый острый вопрос для жителей Херсона-что делать с огромными кучами мусора, которые все еще находятся в порту.

Дискуссии между двумя сторонами о том, кто несет ответственность за ее решение, продолжаются уже более года. Украина говорит, что Базельская Конвенция требует от Черногории репатриировать опасный материал, но черногорские официальные лица говорят, что они не уверены.

“В настоящее время мы продолжаем консультации с контактными агентствами Базельской конвенции в Черногории по поводу возвращения груза отходов в Республику Черногория”, — сказал OCCRP заместитель министра экологии Руслан Стрелец.

Представитель министерства устойчивого развития Черногории заявил, что его представитель по связям с Конвенцией был проинформирован по этому вопросу в начале 2020 года. Министерство будет следовать Базельским правилам, сказал он, но пока не ясно, какая страна несет ответственность за эти отходы.

Агентство по охране окружающей среды Черногории, которое курирует проект очистки Биелы, заявило, что оно ожидает результатов расследования Украины, прежде чем принять решение о том, должна ли Черногория репатриировать груз.

Но агентство отметило, что полицейское расследование — и любое последующее судебное дело в Украине — может затормозить или остановить проект очистки Биелы, который первоначально должен был быть завершен к июлю 2020 года.

“Если ответственность Valgo SA будет определена в споре, это может не только нести определенный репутационный риск для компании, но и оказать негативное влияние на реализацию проекта по управлению промышленными отходами и очистке в Черногории”, — говорится в сообщении EPA.

Дополнительный репортаж Джареда Ферри (OCCRP). Дада Линделл и Ольга Гейн (OCCRP ID) внесли свой вклад в исследование.

https://www.occrp.org/en/investigations/ukrainian-police-probe-toxic-waste-shipped-from-world-bank-backed-project-in-montenegro

 

This entry was posted in 1. Новости, 3. Научные материалы для использования. Bookmark the permalink.

Comments are closed.