Бельгийский паспортист давал взятки, чтобы выиграть контракт с Мадагаскаром

Бельгийская компания Semlex Group заплатила бывшему высшему должностному лицу правительства Мадагаскара по меньшей мере 140 000 долларов — а возможно, и гораздо больше — в виде необъяснимых гонораров, согласно просочившимся электронным письмам компании, которые, по-видимому, показывают quid pro quo для обеспечения прибыльного контракта на изготовление паспортов.

Компания Semlex, которая предоставляет биометрические продукты таким организациям, как Организация Объединенных Наций и Европейский союз, с заявленной целью борьбы с мошенничеством, уже имеет скандальный послужной список в Африке, где ее неоднократно обвиняли в причастности к коррупции. OCCRP ранее разоблачил, как компания подкупила высокопоставленных чиновников, чтобы получить государственные контракты от бывшего диктатора Гамбии Яхьи Джамме, и помогла крупному нефтетрейдеру заплатить откаты, чтобы выиграть бизнес в Республике Конго.

Теперь новое расследование может показать, что Semlex использовала подобную схему игры на Мадагаскаре, где она тайно передавала наличные деньги бывшему правительственному чиновнику Люсьену Виктору Разаканирине, который заключил контракт с ними в качестве поставщиков в восточноафриканское островное государство, занимая пост государственного секретаря по вопросам общественной безопасности.

Просочившиеся выписки со счета, полученные OCCRP, показывают, что Semlex заплатила Разаканирине более 120 000 евро (около 140 000 долларов США) в период с 2007 по 2009 год в виде серии необъяснимых переводов и ежемесячных “консультационных сборов».»Цифры из внутренних электронных писем предполагают, что он также получал ежемесячную стипендию в размере нескольких тысяч евро в течение 2010 и начала 2011 года.

Обратившись к журналистам, 75-летний Разаканирина подтвердил, что работает с Semlex в качестве консультанта, но отказался предоставить комментарии к этой статье.

В 2010 году Semlex наняла еще одного высокопоставленного чиновника, Ипполита Рарисона Рамаросона, чтобы представлять свои интересы в правительстве. Когда Рамаросона выгнали из офиса, региональный директор Semlex в то время вынашивал секретные планы, чтобы вернуть его к власти.

Сегодня Semlex все еще делает паспорта Мадагаскара, которые стоят эквивалент месячной зарплаты для Малагасийца, зарабатывающего минимальную зарплату в стране, где большинство людей живут менее чем на 2 доллара в день.

«Конечно, цена в 190 000 ариари [около 50 долларов США] очень дорогая по сравнению с тем, что мы зарабатываем на Мадагаскаре”, — сказала Мари Люси, учительница, чья дочь живет в Германии.

— У меня только что истек срок действия паспорта, то есть мне придется заплатить эту сумму еще раз. Когда я впервые получил свой паспорт, цена была 128 000 ариари, так что это повышение цен, несомненно, повлияет на мой бюджет.”

Представители Semlex на Мадагаскаре отказались от комментариев, сославшись на инструкции из штаб-квартиры. Несколько правительственных чиновников не ответили на просьбы прокомментировать эту статью.

Секретные Платежи

Семлекс сделал свои первые предложения правительству Мадагаскара более десяти лет назад, после того как компания начала экспансию в Африку в начале 2000-х годов.

В мае 2006 года компания Semlex пригласила Разаканирину, в то время министра правительства, посетить ее штаб-квартиру в Брюсселе для переговоров о производстве паспортов. В том же месяце правительство Мадагаскара подписало контракт с компанией, и менее чем через год, в феврале 2007 года, она приступила к подготовке документов.

Это была выгодная сделка для Semlex, которая включала в себя бесплатные офисные помещения, не облагаемую налогом прибыль и таможенные льготы для любых денежных средств от сделки, которую компания вывезла из страны. Из каждого паспорта, проданного за 60 000 малагасийских ариари, что в то время переводилось примерно в 22 евро, компания оставляла себе 15,50 евро. Semlex пересмотрел свою долю, добавив дополнительный евро за паспорт, за несколько месяцев до начала производства.

Стоимость изготовления паспортов была гораздо скромнее. Контракты показывают, что в период с 2006 по 2009 год Semlex закупала пустые буклеты у французской государственной типографии Imprimerie Nationale по цене 2 евро или меньше за штуку-часть стоимости, которую она взимала с граждан Малагазии.

Согласно условиям их соглашения, Разаканирина, который покинул свой правительственный пост в январе 2007 года, также должен был получать около 2 евро за паспорт, без какой — либо ясной причины.

Внутренние документы, включая электронные письма и бухгалтерские книги, показывают, что Семлекс заплатил ему тысячи евро в серии транзакций. Они включают в себя два платежа в 2007 году на общую сумму около 23 900 евро, которые компания обозначила как “внутренние расходы” в бухгалтерских отчетах и корреспонденции, полученной OCCRP. В январе 2008 года Semlex перевел Разаканирине около 19 600 евро без объяснения причин. В следующем месяце местный служащий прислал ему 6500 евро, перечисленных на счетах компании как «исключительные расходы».”

Часть платежей была переведена на счет Разаканирины во французском банке от компании Semlex Europe S. A., В то время как другие были переданы ему наличными сотрудниками Semlex. Когда в ноябре 2008 года ему по ошибке прислали 7000 евро со счета Semlex на Мадагаскаре, он, похоже, запаниковал. Он повернулся к тогдашнему региональному директору Semlex по Южной Африке и Индийскому океану Гаю Рамахею.

” Я уже говорил с Люсьеном сегодня утром», — написал Рамахей в письме от 28 ноября Мишель Баутерс, финансовому директору компании. «[Он был] немного обеспокоен, но я сказал ему подготовить счет за предоставление услуг для вмешательства в качестве консультанта-консультанта в Африке”, чтобы оправдать перевод.

В общей сложности, согласно двум электронным письмам Разаканирины финансовому директору Semlex, компания заплатила ему по меньшей мере 122 000 евро в период с мая 2007 года по ноябрь 2009 года.

Тсанта Рандрианариманана, старший судья и бывший генеральный секретарь малагасийского Министерства юстиции, заявил, что выплаты от частной компании министру в этом контексте являются “совершенно незаконными” по Малагасийскому законодательству.

«Независимо от того, направлены ли расследования на счет министра или еще лучше заинтересованы в бухгалтерских операциях компании, от которой исходит данный перевод, коррупция больше не нуждается в доказательствах. Он хорошо устроен, — сказал он.

Затем, в 2009 году, Разаканирина отправила электронное письмо генеральному директору Semlex Group Альберту Каразивану с просьбой изменить выплаты на ежемесячную стипендию в размере 3500 евро в качестве компенсации за его услуги.

“Таким образом, я был бы более финансово обеспечен, и мне не нужно было бы беспокоить вас каждый раз … я был бы консультантом SEMLEX в районе Индийского океана, как вы сказали, и я мог бы помочь вашему (очень эффективному) агенту в Тане, если понадобится”, — добавил он, используя обычную стенографию Антананариву.

Похоже, он добился своего, получая 3500 евро в месяц до начала 2011 года, когда Рамахай, региональный директор Semlex, написал Каразивану по электронной почте, что он предложил сократить ежемесячные сборы Разаканирины.

“Тана не приносит много по сравнению с Коморскими островами, в то время как Коморская цена более чем вдвое превышает цену Таны”, — писал он, ссылаясь на спорные сделки Semlex в крошечном островном государстве с населением менее миллиона человек, добавляя: “и количество паспортов, выданных на Коморских островах, превысило количество паспортов Таны.”

На следующий день Каразиван одобрил сокращение выплат Разаканирину до 2750 евро в месяц.

Если бы эта ежемесячная стипендия продолжалась с тех пор, это означает, что ему платили бы сотни тысяч евро в течение многих лет. Разаканирина подтвердил OCCRP, что он все еще консультирует Semlex, но отказался комментировать, сколько ему заплатили. Он также отказался объяснить, какую работу он выполняет для Semlex.

Comments are closed.