Как был пойман балашихинский убийца

Анна Комиссарова

Российский маньяк-великан пытал жертв и рубил им головы. Убийцы боялись сидеть с ним в одной камере

«Лента.ру» продолжает цикл публикаций о маньяках, вписавших свое имя в криминальную историю СССР и новой России. В предыдущей статье речь шла о Василии Кулике по кличке Иркутский монстр. Сегодня наш рассказ — о Сергее Ряховском, известном как Балашихинский потрошитель. С 1988-го по 1993 год в Москве и Подмосковье он убил 18 человек. Чаще всего Ряховский расправлялся с пожилыми женщинами, но нападал и на мужчин; его огромный рост и сила не оставляли жертвам ни малейшего шанса. А еще маньяк мечтал уничтожить всех гомосексуалистов в мире, а на досуге писал фантастические повести о Великом командоре, который сжигал врагов огнеметами.

Однажды в Балашихе

Сергей Ряховский родился 29 декабря 1962 года в подмосковной Балашихе. С раннего детства его преследовали болезни, поэтому он не ходил в детский сад и часто пропускал школу. Семья Ряховских жила в дачном поселке Салтыковка, и его родители, простые работяги, всячески заботились о сыне и оберегали его.Опека матери была даже чрезмерной: во-первых, ее тревожило слабое здоровье сына, у которого после воспаления легких началась бронхиальная астма; во-вторых, Ряховский заговорил только в три года, и его долгое молчание тоже добавляло матери переживаний. Как выяснилось позже, проблемы с речью у Сергея возникли из-за повреждения мозга при родах: плод был слишком крупный, но врачи не стали делать кесарево сечение.

В отличие от большинства маньяков, Сергей в детстве с добротой и жалостью относился к животным: рыдал из-за смерти попугая, долго приходил в себя после гибели котенка, которого нашел на улице, и любил часами наблюдать за рыбками в аквариуме. Но с социализацией у него были большие проблемы: Ряховский отличался, с одной стороны, нелюдимостью и необщительностью, а с другой — вспыльчивостью и агрессивностью.

Одноклассники часто смеялись над Сергеем, которого мать долгое время водила в школу за руку. Предметом насмешек также была полнота и высокий рост подростка. Кое-как окончив восемь классов, Ряховский поступил в ПТУ, где выучился на электромонтера. Правда, по специальности он проработал всего год, а потом стал перебиваться случайными заработками — то слесарем в таксопарке, то заводским электриком или охранником. В основном Сергей жил на пенсию родителей, а вечера проводил дома, мастеря радиоприемники.

Изгой на зоне

До 19 лет Ряховский практически не интересовался противоположным полом. Однажды он попытался ухаживать за понравившейся ему девушкой, но дальше нескольких свиданий дело не пошло. Избранницу Ряховского сильно пугала его манера общения с окружающими: молодой человек то и дело провоцировал скандалы, часто бывал груб и агрессивен. Поэтому первый роман Сергея быстро закончился.

Возможно, этот неудачный опыт оказал негативное влияние на психику Ряховского, и он переключил свое сексуальное внимание на пожилых женщин. С весны 1982 года он выслеживал их в темное время суток в районе Гольяново, нападал и пытался изнасиловать. На одиннадцатом нападении маньяк погорел: потерпевшая подняла крик, на который прибежали прохожие и скрутили Ряховского. Он пошел под суд и попал на зону в Саратовской области, причем официально, по приговору, — за хулиганство.

Но сокамерники еще в СИЗО выяснили, чем на самом деле Ряховский занимался, и передали эту информацию по этапу в колонию, где насильников, как известно не любят. В итоге зэки «опустили» новичка — изнасиловали его в первый же день в колонии. После этого всевозможные унижения, в том числе и сексуального характера, Ряховский терпел до самого освобождения. Четыре года спустя он покинул зону лютым гомофобом. Бывший зэк стал считать гомосексуалистов людьми второго сорта и решил очистить от них планету: маньяк верил, что после смерти представители секс-меньшинств пройдут через реинкарнацию и станут «нормальными».

Охота на геев

В июне 1988 года во время поездки в Москву Ряховский познакомился с мужчиной, который предложил ему заняться сексом за деньги. Сергей согласился и на следующий день отправился с новым знакомым к нему на дачу в поселок Битца (Ленинский район Подмосковья). Их путь лежал через лес, там маньяк достал из кармана отвертку и напал на нового знакомого.

Убив мужчину несколькими ударами, Ряховский раздел его и положил поперек лежащей березы — тем самым он хотел намекнуть милиционерам на ориентацию жертвы. Маньяк знал, что погибший тщательно скрывал от окружающих свои пристрастия: он был женат, имел взрослую дочь. Несмотря на то что тело первой жертвы маньяка нашли быстро, это ничего не дало оперативникам: убийца не оставил ни следов, ни зацепок.

А Ряховский тем временем вернулся к охоте на пенсионерок. Месяцем позже, в июле 1988 года, в Подольском районе Подмосковья Ряховский выследил 70-летнюю женщину, которая шла лесной тропинкой из магазина на дачу. Он подкрался к ней и нанес 14 ударов отверткой. Забрав у потерпевшей удостоверение участника войны и 45 рублей из кошелька, он скрылся в полной уверенности, что жертва мертва. Но пенсионерка выжила: ее нашел сосед и вызвал скорую.

Вскоре в больницу приехали сыщики, они надеялись на ценные показания после того, как потерпевшая придет в себя. Но, как выяснилось, женщина вообще не видела лица нападавшего. Спасти ее врачи не смогли, она скончалась несколько дней спустя. Еще одна пожилая жертва Ряховского, на которую он напал в районе 58-го километра МКАД, погибла на месте преступления от множественных ран. Это убийство, третье по счету, маньяк совершил в начале сентября 1988 года.

Перчатка великана

В январе 1989 года 16-летний школьник вышел на лыжную прогулку и, обгоняя прохожего, случайно задел его лыжной палкой. За свою неловкость подросток не извинился, что очень разозлило незнакомца, — это оказался Сергей Ряховский. Он догнал школьника в районе 11 километра МКАД, задушил шарфом, изнасиловал и проткнул лыжной палкой. Тело погибшего маньяк прятать не стал, но забрал с места преступления лыжи, которые позже выбросил по дороге.

Убитого подростка нашел его отец. От ужаса и горя он в одночасье поседел. А следователи получили первый след Ряховского — смазаный отпечаток пальца маньяка на лыжной палке. Уже на основании этой зацепки сыщики поняли: нападение совершил высокий мужчина крупного телосложения — рост Ряховского составлял 195 сантиметров. Позже это предположение подтвердилось, когда на месте очередного убийства нашли мужскую перчатку, которую маньяк в спешке обронил. Несмотря на это преступления поначалу даже не связали в серию — слишком разным был типаж его жертв.

Между тем через некоторое время после расправы над подростком Ряховскому захотелось вернуться на место убийства. Неподалеку от 11-го километра МКАД, на автобусной остановке, он заметил одинокую пенсионерку. Ряховский набросился на нее и ударил ножом, но женщину спасли несколько слоев одежды, из-за которых ранение оказалось несерьезным.

Спасаясь от Ряховского, женщина выбежала на проезжую часть, а преступник сбежал. Другую жертву выручила ее находчивость: Ряховский напал на пенсионерку, катавшуюся на лыжах, и начал ее душить. Но та не растерялась и сильно укусила его за палец. От болевого шока маньяк ослабил хватку, женщина вырвалась и убежала.

В мечтах о Великом командоре

Помимо охоты на людей, у Ряховского было еще одно хобби — он писал фантастическую повесть «Старфал», где рассказывал о буднях Великого командора — ликвидатора всевозможного космического сброда, вроде пиратов и бандитов всех мастей. Их командор сжигал из огнеметов или выбрасывал в открытый космос. Ряховский успел написать три варианта своего главного произведения, но из-за весьма ограниченных умственных способностей ни один не закончил. Впрочем, для автора это было не главное: больше всего Ряховскому нравилось описывать казни, которые вершил Великий командор.

А еще он вел дневник, на страницах которого среди прочего фиксировал расстояние до разных городов Подмосковья и цены на билеты и отмечал смерть очередной жертвы нарисованным гробиком красного или синего цвета.

После неудачного нападения на МКАД Ряховский убил еще нескольких женщин. Некоторым жертвам он отрезал головы. Затем решил вернуться к истреблению гомосексуалистов. В 1992 году он выбрал местом новой охоты Измайловский парк, где встречались или искали пару столичные и подмосковные гомосексуалисты. Маньяк ловил жертв на живца — притворялся геем, который ищет приятеля. И уже 7 сентября к нему с предложением уединиться в кустах обратился 60-летний мужчина. Ряховский убил жертву несколькими ударами ножа, а потом надругался над телом. Полтора месяца спустя в том же Измайловском парке в сети маньяка попал 38-летний мужчина, которого Ряховский тоже зарезал и изнасиловал. Презервативами он не пользовался — и в распоряжении экспертов оказались образцы его спермы.

А в январе 1993 года в подмосковном лесу рядом с городом Электроугли случайные прохожие нашли обезображенное тело 73-летнего мужчины. У жертвы были отрезаны голова, рука и нога. Пенсионер случайно столкнулся с Ряховским, когда отправился в лес за хворостом. Увидев, что на него надвигается великан, мужчина пытался пригрозить тому топором, но силы были неравны: Ряховский задушил и изнасиловал свою жертву, а потом расчленил тело. Причем поначалу маньяк отсек только голову и руку, а уже на следующий день почему-то вернулся в лес с ножовкой и отпилил ногу.

Прокол на виселице

В том же январе 1993 года у следствия наконец появился достоверный фоторобот предполагаемого маньяка. Составить его помогла одна из выживших жертв Ряховского: женщина обладала фотографической памятью и подробно описала внешность нападавшего. Теперь оперативники с фотороботом дежурили в электричках и автобусах, прочесывали лесные массивы. Круг поисков Балашихинского потрошителя — под этой кличкой Сергей Ряховский вошел в историю криминалистики — постепенно сужался.

В марте 1993 года маньяк расправился с 55-летней женщиной у Рублевского водозаборника (Одинцовский район Подмосковья). Он затащил свою жертву в заброшенный сарай и жестоко пытал: взорвал у нее во влагалище петарду, воткнул в лицо штопор, сжег волосы. С собой Ряховский забрал сумку и наручные часы погибшей. Изучая окрестности на предмет улик, оперативники наткнулись на другой заброшенный сарай, в котором висела приготовленная кем-то петля.

Милиционеры предположили, что наткнулись на виселицу, которую маньяк обустроил для очередной жертвы, и установили за сараем круглосуточное наблюдение. А на очках погибшей в соседнем сарае эксперты нашли отпечаток пальца подозреваемого, но результаты экспертизы никак не помогли следствию, хотя отпечатки Ряховского были в базе данных после его первой судимости.

Тем временем в апреле 1993 года Ряховский совершил новое убийство. Когда он выходил из электрички, его окликнул 13-летний ученик интерната для умственно отсталых — Ряховский потерял кошелек, а подросток его поднял и отдал. Маньяк завязал разговор с мальчиком, легко вошел к нему в доверие и заманил в лес. Как только они оказались в чаще, Ряховский задушил подростка, изнасиловал и отрезал ему голову. После этого убийца развел костер, в котором сжег учебники и отрезанную голову.

Западня для маньяка

Последней жертвой Сергея Ряховского стала 62-летняя женщина, которую он выследил недалеко от железнодорожной платформы в Балашихинском районе Подмосковья. Услышав за спиной шаги, пожилая женщина ускорила шаг, выхватила газовый баллончик и успела распылить его в лицо нападавшему, когда тот попытался ее схватить. Но едкий газ дезориентировал Ряховского лишь на несколько секунд — придя в себя, он снова бросился на пенсионерку. Тогда она выхватила шило и попыталась ударить им маньяка.

Ряховский отнял шило и им же убил потерпевшую. Покопавшись в ее сумке и найдя там губную помаду, убийца решил пустить следствие по ложному следу: на обнаженном теле погибшей он помадой написал «Привэт из Чечни». Но уловка не сработала: последнюю жертву маньяка нашли уже после его задержания. Более того, место преступления сыщикам указал сам Ряховский.

На следующий день после убийства маньяк, ведомый своими инстинктами, отправился к тому сараю, где подготовил виселицу для новой жертвы. Там его ждала засада. На идущего по дороге огромного мужчину оперативники в штатском сразу обратили внимание: объект был очень похож и на фоторобот, и на описания выживших жертв. Милиционеры решили не хватать подозреваемого сразу, а аккуратно приблизиться к нему с просьбой закурить.

Ряховский, едва увидев незнакомцев, бросился бежать. Милиционеры быстро догнали маньяка, но скрутить его оказалось не так-то просто: великан весом больше 130 килограммов оказал яростное сопротивление. Лишь когда его преследователи достали пистолеты, Ряховский был вынужден успокоиться. В его карманах нашли ключи, паспорт и кусок веревки, из которой была сделана петля в сарае.

При обыске дома у задержанного нашли перочинный нож «Белка», с которым он нападал на своих жертв. На допросе Ряховский не отпирался и признался в убийстве одной из пенсионерок. Остальные преступления он отрицал ровно до того момента, как его привезли на следственный эксперимент к месту убийства 13-летнего подростка. Там Ряховский неожиданно стал признаваться во всех своих преступлениях:

«Я решил показать еще три места преступлений… Они здесь неподалеку… Неподалеку отсюда, на развилке ЛЭП, мною была убита и изнасилована девушка… Примерно метров 300 далее развилки убита была пожилая женщина… В начале декабря прошлого года — пожилой мужчина».

Узник проклятой камеры

Несмотря на признания, раскаяния Ряховский не проявлял. Более того, маньяк с удовольствием просматривал снимки с мест преступлений, на которых были замученные им люди. И даже попросил на память одну фотографию — с телом погибшей, глаза которой были выпучены от удушья… На вопрос «зачем» пояснил: очень красивое фото. Убийства подростков и пожилых людей он оправдывал неким затмением в голове.

Психиатры выявили у Ряховского целый набор отклонений — геронтофилию, некрофилию, склонность к садизму и синдром неразличения сексуального объекта. Тем не менее его признали вменяемым. Помешать этому пытался сам обвиняемый: он пообещал купить машину одному из следователей, если он поможет ему отправиться в психиатрическую больницу. Но выручать маньяка сыщик отказался.

Ряховский настоял на том, чтобы его судили присяжные. Перед ними он неумело пытался выставить себя жертвой политического режима и доказывал, что его дело сфальсифицировано. Но казавшийся подсудимому хитроумным ход не сработал. На состоявшемся в 1995 году суде были доказаны 18 из 19 убийств, инкриминируемых Ряховскому; они были совершены в Подольском, Балашихинском и Раменском районах Подмосковья, а также в Москве — в Измайлово, Кунцево и на территории Лосиного острова. Этого было достаточно для смертного приговора. «Я еще вернусь!» — крикнул маньяк после его оглашения.

Оказавшись в камере смертников, Ряховский стал писать прошения о помиловании. И пока бумаги ходили по разным инстанциям, наступил 1996 год, когда объявили мораторий на смертную казнь. В 1999 году Ряховского перевели из СИЗО «Бутырка» в колонию для пожизненно осужденных, где он продолжал писать мемуары. Поначалу маньяка поселили в камеру к двоим убийцам, но они испугались нового соседа, стали называть свою камеру проклятой и попросили о переводе в другую. Так Ряховский оказался в одиночке. Последние годы жизни Балашихинский потрошитель провел в мордовской «Единичке» (ИК-1), где скончался от туберкулеза в ноябре 2007 года.

https://lenta.ru/articles/2019/12/22/ryahovskiy/

This entry was posted in 1. Новости, 3. Научные материалы для использования. Bookmark the permalink.

Comments are closed.