Распознавание лиц в метро: плюсы и минусы

Пассажиров метро поставили перед непростым выбором

Анна Королёва

На всех станциях столичного метрополитена начала работать система оплаты проезда Face Pay, основанная на технологии распознавания лиц.

С15 октября на всех линиях и станциях московского метро заработал сервис Face Pay (с английского — «плати лицом»), сообщается на официальном сайте мэрии Москвы. Теперь любой пассажир сможет оплатить проезд бесконтактно — с помощью системы распознавания лица, посмотрев в камеру на турникете. Процедура аналогична проходу в метро по банковской карте.

«По поручению Мэра Москвы мы запускаем Face Pay — оплату проезда при помощи распознавания лица. Москва — первый город в мире, где система заработала в таком масштабе — отметил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. — Это более чем 240 станций метро. Аналогов Face Pay по качеству и удобству использования для пассажира нет нигде в мире. Подчеркну, что Face Pay — это лишь еще один способ оплаты проезда. Подключение к сервису добровольное, только если пассажир посчитает этот способ оплаты удобным для себя. Другие способы оплаты никуда не денутся».

Чтобы воспользоваться Face Pay в метро, нужно привязать свою фотографию, банковскую карту со средствами для оплаты проезда и карту «Тройка» к сервису через приложение «Метро Москвы». Сделать это лучше заранее — регистрация может занять несколько часов. Вся информация будет надежно зашифрована — камера на турникете считывает биометрический ключ, а не изображение лица или другие персональные данные. Далее следует найти специальный турникет, на него укажет соответствующая наклейка на полу. Во время прохода нужно посмотреть в камеру на турникете. Деньги за проезд спишутся автоматически.

«Чтобы зайти в метро, пассажирам не нужны ни карта, ни смартфон — достаточно посмотреть в камеру на турникете. Вам не нужно прикасаться ни к смартфону, ни к каким-либо другим поверхностям. Это очень удобно. По нашим прогнозам, в ближайшие два-три года 10—15 процентов пассажиров будут регулярно пользоваться Face Pay. Если потребуется, то будем корректировать число турникетов для Face Pay, если поймем, что спрос на него растет», — пояснил заммэра.

И мой пароль со мною

Москва — первый город, где Face Pay разворачивается в «боевом» режиме на таких объёмах, отмечает операционный директор финтех платформы «Фаст Ривер» Ксения Артемьева. В связи с этим, по ее словам, есть три момента, на которые стоит обратить внимание. Первый — в работе системы могут быть сбои, потому что это пока эксперимент. Второе — у многих людей сегодня есть опасения за свои биометрические данные или непринятие новых технологий, но они смогут ближайшие минимум лет 20 просто покупать разовые проездные или неперсонифицированную карту «Тройка». Третье — в перспективе от этого все равно никуда не деться, причём в разных местах: в метро, банках, аэропортах, поликлиниках.

В биометрии, отмечает эксперт, в отличие от других систем доступа, пользователь предъявляет параметр, который является частью его самого. Идентификации подвергаются биологические особенности человека — его индивидуальные характеристики (рисунок папиллярного узора, радужная оболочка глаза, отпечатки пальцев, термограмма лица и др.), поэтому подделать, заменить эти особенности в точке верификации никому не под силу.

В целом, биометрические системы доступа удобны для пользователей, считает Артемьева. Они работают быстрее, более экологичны и, в отличие от паролей и носителей информации, которые могут быть утеряны, украдены, скопированы, биометрические данные основаны на параметрах самого человека, конкретного и уникального. К тому же эти параметры, что очевидно, всегда находятся при человеке, и проблема их сохранности не возникает. Потерять их невозможно, как невозможна и передача идентификатора третьим лицам.

«Да, это дорого, — добавляет эксперт, — но это технологии будущего. Биометрия и чипы в ближайшие лет 30 будут в тренде, как бы это кому-то ни претило. И сфера использования такого рода данных, которые всегда находятся с человеком, а точнее, представляют собой его неотъемлемую часть, в теории радикально решает проблему защиты персональных данных. Кто и как сможет эти технологии обойти? Конечно, в теории, всё возможно, и когда-нибудь такие умельцы, скорее всего, появятся. Но в ответ на их появление произойдёт совершенствование технологий. Это — технологический процесс».

На любой замок найдется взломщик

Бесконтактная система платежей Face Pay в московском метрополитене — не только громадный шаг в борьбе с пандемией COVID-19, но и возможность еще более широкого внедрения инновационных технологий в нашу жизнь, соглашается учредитель финансовой компании DBX Игорь Захаров. Оплата проезда в метро стала еще удобнее, цифровизация России продолжается.

Однако, полагает Захаров, несмотря на заявленную степень защиты данных системы Face Pay, при должном старании профессиональный хакер сможет ее взломать, получив доступ к данным пассажиров (номеру карты, другим персональным данным). Уязвимость системы заключается в том, что она не зашифрована по стандартам цифровых технологий, считает он.

А взломав систему, опытный хакер получит доступ к личным данным всех пассажиров метро, ею воспользовавшихся, предостерегает эксперт. Также он отмечает: многие обоснованно боятся того, что использование таких систем открывает возможность полностью контролировать передвижение и местонахождение граждан — скрыться от них будет практически невозможно. И это риски, с которыми пока готовы мириться далеко не все.

Конечно, заключает Игорь Захаров, система новая, и подавляющее большинство населения к ней еще не готово, но она будет существовать и развиваться в любом случае. По оценке аналитика, Face Pay станут пользоваться от 200 до 350 тысяч человек в день. Скорее всего, это будут люди в возрасте до 55 лет, поскольку более возрастные пользователи метрополитена, как правило, не столь восприимчивы к новым технологиям.

https://expert.ru/2021/10/15/face-pay/

This entry was posted in 1. Новости, 3. Научные материалы для использования. Bookmark the permalink.

Comments are closed.