Режиссер Николай Лебедев, автор «Легенды № 17» и «Звезды», снимает «Нюрнберг» — большое кино о главном судебном процессе над нацистами. В проекте участвуют Сергей Безруков, Евгений Миронов, Сергей Кемпо, Любовь Аксенова и множество иностранных артистов.
О фильме, в котором обещают соединить шпионский детектив, романтическую драму и триллер, но при этом восстановить историческую справедливость, снова напомнив, кто победил во Второй мировой, — в материале РИА Новости.
Эмоции и расчет
Вокруг Сергея Безрукова, стоящего на трибуне, бегают осветители, гримеры, помощники режиссера. Актер, уткнувшись в бумажки, бурчит что-то себе под нос. Но как только звучит команда «Мотор!», мгновенно преображается. Перед публикой, собравшейся в огромном зале с массивными дубовыми панелями и плотно задернутыми шторами, — главный обвинитель от СССР на Нюрнбергском процессе Роман Руденко.
Голосом, в котором звучит металл, он чеканит фразу: «Вместе с Гитлером они были готовы поработить все человечество. Но история рассудила иначе».
В перерыве Безруков признается: сдерживать эмоции трудно.
«Мешает говорить спазм в горле — от слез, — я понимаю, что творили нацисты… Я ведь вырос в Советском Союзе, и меня воспитали так, что я горжусь своими дедами, которые проливали за победу кровь»
Сцена и правда тяжелая: Руденко демонстрирует аудитории жуткие доказательства зверств нацистов: сумки, перчатки, абажуры — из человеческой кожи.
«Когда я смотрел хронику, меня поразило спокойствие преступников, их невозмутимость», — говорит актер. Он подчеркивает, что правосудие совершилось во многом благодаря его герою, Руденко.
Внешне Безруков не особо на него похож. И даже имитировать манеру речи советского прокурора — высокий тембр, темп, легкий украинский акцент — артист не стал. «Моя задача — создать образ человека, от которого исходит мощь и уверенность, передать характер», — объясняет он.
Переписать историю
«Я думал, что эта тема раз и навсегда закрыта. Но оказалось, нет, — рассуждает Евгений Миронов. — Вроде бы есть огромное количество документального материала. Тем не менее сегодня многие почему-то «забыли», кто был жертвой, а кто — преступником».
Он играет полковника Мигачева — правую руку главного обвинителя от СССР Романа Руденко. Персонаж вымышленный (как выразился режиссер — «беллетристический»), но для развития сюжета крайне важный. Лебедев пригласил Миронова на проект одним из первых, и актер начал сниматься еще в карантинной Праге в апреле. «Попали в самый разгар пандемии. Зато группа очень сплотилась», — отмечает Миронов.
Готовясь к роли, он пересматривал хронику, изучал архивы. «Здесь важно, что именно советская сторона настояла на суде по всем правилам. Чтобы это был процесс, а не просто месть. И это заслуживает уважения», — подчеркивает актер.
Лебедев, по его словам, «большой мастер саспенса». И перфекционист — чтобы идеально снять одну сцену, может потребовать до 20 дублей.
Кстати, благодаря «Нюрнбергу» Евгений Миронов впервые пересекся в одном фильме с Сергеем Безруковым — до этого в кадре они, оказывается, не встречались.
Рождение мира
«Общий язык с Сережей у нас образовался сразу, мы ничего не искали», — отвечает режиссер Николай Лебедев на вопрос, как ему работается с Безруковым. С такой же теплотой он отзывается и об Игоре Петренко, который играет небольшую, но важную роль — коменданта одного из районов Берлина.
Из павильонов «Мосфильма» киногруппа переместилась под Калугу, в деревеньку Стрелковка. Здесь, в лесу, снимается одна из главных экшен-сцен фильма, который, как обещает Лебедев, объединит в себе боевик, любовную драму и шпионский триллер. Массовку, изображающую остатки немецких войск, набирали из местных жителей.
Затем — за границу, в Нюрнберг — город, где немецкий фашизм формально и начался (в 1933 году там состоялся первый съезд нацистской партии), и закончился. «Но, знаете, меня интересовали не монстры, которых судили (хотя они, конечно, все равно обладали особой харизмой, иначе не повели бы за собой столько людей), а то единение, что было в мире», — уточняет Лебедев.
На высшем уровне
Лебедев начал писать сценарий в 2019 году. Опирался на документальные исследования и роман «На веки вечные» писателя и юриста, одного из руководителей Всемирной ассоциации прокуроров, [вице-президента Союза криминалистов и криминологов — прим. ред.] Александра Звягинцева, изучавшего Нюрнбергский процесс более 40 лет.
На съемочную площадку в Москве приезжал председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. А в эпизоде появится руководитель столичного департамента культуры Александр Кибовский. Как историк-специалист по военной форме и наградам, он оценил скрупулезную и точную работу художника по костюмам Сергея Прилепы.
Такая заинтересованность на высшем уровне понятна — ведь это первое в России художественное кино, целиком посвященное последней и главной битве с фашизмом.
Но, по словам Лебедева, он понимал, что сам по себе суд не может быть в центре внимания. Поэтому сценарий писал целых два года. Книга Звягинцева скорее роман-хроника, в котором события подаются с документальной точностью. А режиссер хотел сделать ленту интересной не только для историков, но и для обычного зрителя.
Так в картине появилась молодая пара: военный переводчик Волгин (Сергей Кемпо) и Лена (Любовь Аксенова).
«Мне важно, чтобы актеры обладали сильной и светлой энергией, потому что она заставляет аудиторию сопереживать. Кемпо и Аксенова как раз такие», — говорит Лебедев.
Для 36-летнего Сергея, актера Театра имени Ермоловой, это первая большая роль в кино, хотя у Лебедева он уже появлялся — в «Легенде № 17» и в «Экипаже». В этом проекте ему пришлось говорить по-немецки.
Кемпо признается, что поначалу учить текст на чужом языке было сложно, но поставить произношение и грамматику помогли коллеги из Германии.
КОМАНДА ФИЛЬМА МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ — ИЗ ДЕВЯТИ СТРАН, МНОГО ЗАРУБЕЖНЫХ АКТЕРОВ. РЕЧЬ В ПЕРЕРЫВАХ И В КАДРЕ ЗВУЧИТ НА НЕСКОЛЬКИХ ЯЗЫКАХ. КАК, СОБСТВЕННО, И БЫЛО НА «СУДЕ НАРОДОВ».