За закрытыми дверями: как огромная империя объявила войну коррупции, угрозам и доверилась жребию.
Тайное голосование, когда участники голосуют анонимно, появилось еще в древности, когда политика уже стала важной частью общественной жизни. Известно о существовании тайного голосования в Древней Греции, однако наибольшее развитие оно получило в Римской республике (509-27 годы до н. э.), где шла борьба против коррупции и чрезмерного влияния аристократии на граждан с более низким статусом. Анонимная форма подачи голосов служила тому, чтобы защитить граждан от угроз и подкупа со стороны патронов и богатых землевладельцев, которые в случае открытого голосования не могли голосовать «по своей совести». Сейчас это все обеспечивается современными технологиями, а процесс голосования стал значительно проще, чем в Древнем Риме. «Лента.ру» рассказывает, как проводилось тайное голосование в Древнем Риме и к чему это привело.
Открытое голосование в Древнем Риме
В Риме была развита система покровительства, когда богатый человек помогает менее обеспеченным людям деньгами, едой, деловыми советами и юридической помощью. Взамен клиент оказывал покровителю услуги в личной и общественной жизни. Одной из наиболее значимых была политическая поддержка, которая включала агитацию за покровителя и голосование за него во время комиций.
В ранней Римской республике голосование было открытым и проходило во время народных собраний — центуриатных и трибутных комиций.
Центуриатные комиции созывались для избрания консулов, преторов (аналог гражданских городских судей) и цензоров (ведали переписью населения и имущества). Все население мужского пола подразделялось на центурии — всего их было 193, — и каждая центурия могла отдать один голос.
Перед тем как отдать голос, внутри каждой центурии проходило совещание. Важно то, что сначала голосовали центурии, в которые входили люди высокого статуса и богатства — например, крупные землевладельцы. Центурия первого класса, которой выпадал жребий подавать свой голос первой, называлась centuria praerogativa, и ее выбор объявляли до того, как проголосуют остальные центурии. Избиратели собирались за огороженной территорией и голосовали, помещая камешек либо избирательный бюллетень в урну. Голосование останавливалось, если первые 98 центурий оказывались единодушными в своем выборе.
Проводили также трибутные комиции, когда граждане Рима собирались по территориальным округам. Всего существовали 35 таких округов (триб). Голосовали они за принятие законов, судебные решения и избрание низших магистратов. Что любопытно, уже тогда голосование было очень похоже на современное. Избиратели заходили в большое деревянное сооружение без крыши, которое имело 35 закрытых помещений, или «загонов» — по числу округов. А голоса записывали отметками в восковых табличках специальные ответственные лица.
Совершенно естественно, что при открытых голосованиях возникала ситуация, когда объявленный результат влиял на голоса остальных центурий.
Мало кто хотел своим решением оскорбить не только своего патрона, который был кандидатом, но также землевладельца или военачальника, уже проголосовавшего за него. Кроме того, влиятельные люди могли прибегнуть к прямым угрозам. Тот, кто подсчитывал голоса, сам был влиятельным человеком, скорее всего, сенатором, и он видел, как и кто голосовал.
Война с коррупцией
Открытое голосование способствовало тому, что многие кандидаты прибегали к подкупу и открытой агитации, чтобы убедить людей отдать свои голоса именно за них. Это называлось ambitus — просьба о подаче голосов, и ее проявления могли быть достаточно широкими. Даже появление кандидата в белой тоге в общественных местах, в том числе на Марсовом поле, могло рассматриваться как попытка повлиять на голоса избирателей. Например, один из законов, направленных против ambitus, запрещал кандидатам надевать в преддверии выборов белые одежды. Кроме того, во время прогулки кандидата мог сопровождать номенклатор — специальный человек, который называл ему имена встречных людей — потенциальных избирателей. Обращение по имени служило косвенным комплиментом, который не мог не понравиться избирателям.
Кроме ambitus, существовали и другие способы получить голоса. В письме Марку Цицерону его брат Квинт описывал различные стратегии предвыборной кампании. Одним из самых важных советов считался заводить дружбу с людьми более высокого статуса, которые обладали значительным влиянием. Кроме того, нужно было напомнить всем должникам, чтобы они оплатили долги своей поддержкой. Также следовало быть вежливым и раздавать множество обещаний, даже если большинство из них заведомо невыполнимо.
Пытаясь подкупить голосовавших, кандидаты устраивали щедрые банкеты и игры или даже напрямую подкупали избирателей вином, маслом или деньгами. Например, Тит Анний Мило, агитируя за то, чтобы стать консулом, в 53 г. до н.э. пообещал каждому избирателю в трибах по тысяче ослов.
В течение II века до нашей эры был принят длинный ряд законов, направленных на подавление амбитуса и широко распространившейся коррупции.
Закон Lex Poetelia, принятый в 358 г. до н.э., запрещал кандидатам посещать многолюдные места. Те, кто был осужден за нарушение закона, не могли баллотироваться в течение десяти лет. Закон Orchia 182 г. до н.э. ограничивал сумму, которую можно было потратить на банкеты, а закон Baebia, принятый год спустя, был направлен на прямую борьбу с амбитусом. Позднее были введены другие антикоррупционные законы. Например, закон Туллия, принятый в 63 г. до н.э, запрещал гражданину устраивать публичные увеселительные мероприятия за два года до того, как он официально станет кандидатом.
Однако эти законы, похоже, не имели большого эффекта. Наконец, во второй половине II века до нашей эры появляется тайное голосование, также направленное против подкупа голосующих.
Законы о тайном голосовании
Тайное голосование было впервые введено законом Gabinia tabellaria 139 г. до н.э., который касался выборов магистратов во всех собраниях. Считается, что причиной принятия такого закона стал случай с консулом Луцием Аврелием Коттой, который привлекался к суду по обвинению в злоупотреблении властью, однако был оправдан, поскольку подкупил судей.
Тайные голосования при рассмотрении уголовных дел были введены законом Cassia tabellaria в 137 г. до н.э., предложенным трибуном Луцием Кассием Лонгином Равиллой. Тогда принятию закона воспротивился трибун Марк Анций Бризон, который пригрозил использовать свое право вето, однако в конце концов уступил — под влиянием консула Сципиона Эмилиана, который указал ему на широкую поддержку закона в обществе. Противостояние общественному мнению могло обернуться политическим самоубийством.
Третий закон о тайном голосовании был введен в 131 г. до н.э. Гаем Папирием Карбоном и применялся к ратификации и отмене законодательства.
Первые три закона о голосовании не были полностью эффективными, поэтому вслед за ними последовал ряд других законов, поддерживающих тайну голосования. В 119 году до н.э. трибун Гай Марий ввел закон, который сузил дорогу, ведущую к урне для голосования, чтобы люди, не участвовавшие в голосовании, не могли стоять на мостовой и запугивать избирателей. Цицерон негативно отзывался обо всех законах, предлагая их отменить.
Наконец, закон Caelia 107 г. до н.э. расширял закон Cassia и включал в него государственную измену. Закон был введен из-за сокрушительного поражения римской армии под командованием консула Луция Кассия Лонгина, легат которого Гай Попиллий Ленат заключил соглашение с галлами, чтобы спасти жизни солдат, что считалось неприемлемым в Риме. После принятия закона Попиллий был приговорен к ссылке.
Ход тайного голосования
В день голосования перед комицией проводились ауспиции — гадания по поведению птиц. Авгуры определяли, благоприятствует ли воля богов проведению выборов. Политически мотивированный авгур даже мог отменить комицию, чтобы отложить голосование. В Древнем Риме назначение и инаугурация любого магистрата, решения, принимаемые народным собранием, и продвижение любой кампании всегда требовали ауспиции. Если ауспиция была проведена неверно, это считалось оскорбительным для богов и могло служить поводом к отмене принятого решения. Ответственность за исполнение действий по результатам ауспиции лежала на магистратах.
Как и в случае открытого голосования, избиратели проходили по узкому деревянном помосту, после чего человек, следящий за выборами, вручал им бюллетени. После голосования бюллетень опускался в плетеную урну. За урной наблюдал рогатор или охранники — на эти почетные должности назначались выдающиеся люди. Избиратели выражали свои предпочтения, вписывая специальной палочкой — стилусом — инициалы предпочитаемого кандидата. Предполагалось, что они напишут имя собственноручно, и обнаружение нескольких бюллетеней с одинаковым почерком было доказательством подделки.
Историки не знают точно, могли ли граждане голосовать сразу за несколько должностей или могли вписывать только одно имя. Некоторые специалисты отстаивают теорию одного голоса, когда в одном туре голосования не всегда удавалось выбрать сразу десять трибунов или двух консулов. Однако центурия или триба, скорее всего, должны были предоставить столько имен, сколько было выборных должностей.
На судебных собраниях присяжным вручались бюллетени, на одной стороне которых была написана буква А (absolvo — я оправдываю), а на другой D (damno — я осуждаю). Присяжные должны были стереть одну из букв, не оглашая своего вердикта устно. Можно было стереть обе буквы, что указывало на то, что присяжный не мог принять решение. При голосовании за законы избиратели писали UR, что означает Uti rogas (как вы просите), или А — как antiquo (оставить в прежнем виде).
Голосовать могли только мужчины — граждане Рима. Женщины, рабы и те, кто жил за пределами Рима, к выборам не допускались. Историки предполагают, что приходилось отслеживать, кто имел право голоса, и велись централизованные списки избирателей, или гражданам выдавались какие-то формы, позволявшие их идентифицировать. Подсчитано, что на выборах могли проголосовать не более 6000-16800 человек. С учетом того, что количество избирателей составляет 910 000 человек, даже по самым смелым предположениям явка составляла всего лишь десять процентов.
Последствия реформ
Все законы о голосовании критиковал Цицерон в книге De Legibus. Знаменитый мыслитель изображал авторов избирательных бюллетеней демагогами, снискавшими расположение масс. Он также прошелся по политикам, принявшим законы, которые вводили тайное голосование. Например, трибуна Авла Габиния, который сыграл важную роль в принятии lex Gabinia tabellaria, Цицерон называл безвестным и подлым агитатором. Такое отношение к Габинию, возможно, было продиктовано тем, что он происходил из семьи с низким статусом — скорее всего, рабского происхождения. О законе Cassia tabellaria Цицерон отозвался как о «сильном потрясении устоев», а Гая Папирия Карбона, принявшего третий закон, он назвал «подстрекателем сброда».
По мнению Цицерона, «людям не следовало предоставлять возможность скрывать злые намерения при голосовании и держать оптиматов в незнании об их истинном мнении». Цицерону не нравилось, что голосующий может поступать так, как ему угодно, несмотря на ранее данные обещания. Это шло вразрез с традиционными патрональными отношениями и служило дополнительным препятствием для политиков, пытающихся заручиться широкой поддержкой своей кандидатуры.
Тем не менее законы о голосовании ограничили влияние аристократического класса и расширили свободу выбора для избирателей, а также затруднили взяточничество и попытки повлиять на электорат, хотя и не победили их до конца. В целом благодаря внедрению тайного голосования выборы стали более конкурентными.
При тайном голосовании клиенты могли просто проголосовать за кандидата по своему выбору, не теряя расположения своих покровителей. Кандидаты больше не могли полагаться на поддержку своих клиентов или граждан, которые были у них в долгу, что сделало агитацию более важной. В ходе предвыборной кампании агитирующие надписи наносили на стены домов. Они могли прославлять высокоморальные качества одних кандидатов и насмехаться над другими или даже унижать потенциальных избирателей оппонентов.
Кроме того, подкуп стал более конкурентным, поскольку кандидаты пытались перебить цену друг друга, устраивая щедрые развлекательные мероприятия и пиршества либо напрямую обещая деньги избирателям. Тем не менее уже не было того контроля за голосами, что был в случае открытого голосования.
***
Одним из практических результатов законов о голосовании стало увеличение количества времени, необходимого для голосования, поскольку требовалось раздать бюллетени и подсчитать голоса. Как результат — в поздней республике голосование на трибутных комициях стало одновременным. Раньше трибы голосовали последовательно, и голоса каждой трибы объявлялись после того, как все ее члены заканчивали голосование. Голосование на центуриатной комиции также стало одновременным для центурий одного класса.
Однако историкам неясно, действительно ли эти изменения произошли после принятия закона о голосовании. Существуют и другие возможные причины для перехода на одновременное голосование, в том числе уравнивание голосов триб или избежание эффекта победившей партии.
https://lenta.ru/articles/2021/08/11/roman/