11 августа 1787 года Екатерина II подписала указ о высылке из России итальянского путешественника Джузеппе Бальзамо, именовавшего себя графом Калиостро. «Если, упаси Господи, вздумает вернуться обратно, буде посажен на век в смирительный дом», – говорилось в указе. Медицинские и алхимические фокусы Калиостро наделали в Петербурге много шума. Среди проделок графа была, например, такая: за вознаграждение в пять тысяч империалов он «вылечил» годовалого сына князя Гавриила Гагарина… подменив его другим, здоровым ребёнком. Накануне отъезда из Петербурга Калиостро повздорил с лейб-медиком Джоном Самуэлем Роджерсоном и вызвал его на своеобразную дуэль: противники должны были приготовить друг другу по две таблетки с ядом и одновременно их проглотить. Дуэль не состоялась – Роджерсон струсил.
Игорь Джохадзе. Криминальная хроника человечества.
11 августа 1964 года был расстрелян несовершеннолетний Аркадий Нейланд
Его мать работала санитаркой в больнице. Отчим его бил, поэтому юный Нейланд постоянно убегал из дома. По его собственным словам, с 7 лет состоял на учёте в детской комнате милиции как трудный подросток. В возрасте 12 лет был исключён из школы за воровство и неуспеваемость и помещён в интернат для трудных детей, но вскоре сбежал оттуда. Сверстники его несколько раз жестоко избили за кражи, кроме того Нейланд страдал энурезом, что было предметом постоянных насмешек над ним. Нейланда задержали в Москве и вернули в Интернат в Ленинграде.
Вскоре он пошел работать «Ленпищмаш», где совершал прогулы и был замечен в воровстве. Нейланд крайне отрицательно вел себя вне предприятия – его привлекали к административной ответственности за хулиганство, за непристойное поведения по отношению к девушкам, он беспричинно избил прохожих на улице кастетом, совершал квартирные кражи. Удивительно, но ни одно из этих дел до суда так и не дошло.
24 января 1964 года Нейланд в очередной раз был задержан за кражу. На этот раз он не стал ждать возможного наказания и бежал из-под стражи. По словам Нейланда, обиженный на весь белый свет, он решил наказать общество, которое было к нему несправедливо. Его план состоял в том, чтобы совершить большое ограбление, забрать деньги и уехать в Сухуми, чтобы начать там новую жизнь.
27 января 1964 года он украл у матери и отчима топор и пришел на квартиру по адресу Сестрорецкая улица, дом 3. Квартиру он выбрал потому что, полагал там есть деньги, и живет зажиточная семья. Нейланд позвонил в дверь и представился работником почты. 37-летняя домохозяйка Лариса Купреева впустила его в квартиру. Нейланд убедился, что кроме нее, в квартире находится только её трёхлетний сын Юра. Нейланд закрыл входную дверь на замок и начал бить Купрееву топором. Чтобы соседи не слышали крики, он включил стоявший в комнате магнитофон на полную громкость. После 15 ударов топором Купреева перестала подавать признаки жизни. Затем Нейланд убил её маленького сына, чтобы тот, как выразился потом Нейланд, «не крутился под ногами». После убийства Нейланд обыскал квартиру, похитил из квартиры деньги и фотоаппарат, на который предварительно снял убитую в непристойных позах. По словам убийцы, эти фотографии он планировал потом продать. После совершения двойного убийства Нейланд спокойно позавтракал. Для того, чтобы скрыть следы преступления, Нейланд перед уходом включил газ на кухне и поджёг деревянный пол.
Соседи, почувствовав запах гари, вызвали пожарных. Благодаря тому, что пожарные приехали оперативно, место преступления осталось практически нетронутым огнём. Аркадий Нейланд был задержан в Сухуми 30 января.
Нейланд на первых допросах полностью сознался в содеянном. По словам следователей, он держался уверенно, ему льстило внимание к его персоне. Об убийстве рассказывал спокойно, без раскаяния. Наказания не боялся и говорил, что ему, как малолетнему, «всё простят».
В СССР в это время наблюдался рост преступности среди несовершеннолетних, и дело Нейланда получило широкую огласку.
17 февраля 1964 года Президиум Верховного Совета СССР, в том числе под влиянием преступления, совершенного Нейландом, принял постановление, допускавшее применение в отношении несовершеннолетних высшей меры наказания — расстрела. Это постановление было принято после преступления Нейланда, но ещё до его рассмотрения и вынесения решения по нему судом.
Нейланд был уверен на него новые жестокие правила распространяться не будут. Видимо о том же ему говорил назначенный адвокат. Согласно уголовному кодексу РСФСР, если подростку в момент совершения преступления было 14 лет, то к расстрелу его приговорить не могли (к расстрелу приговаривали лиц от 18 до 60 лет).
23 марта 1964 года суд постановил приговор Нейланду – к нему применили Указ от 17 февраля и приговорили к смертной казни. Как было сказано в приговоре ввиду исключительной жестокости данного преступления, суд вынес приговор в соответствии с новым постановлением от 17.02.1964, применяя его обратную силу, что противоречило действовавшим в то время правилам (более строгое наказание, установленное после совершения преступления не могло применяться в отношении тех, кто совершил преступление до этого).
Дело Нейланда было использовано в западных СМИ в качестве пропагандистского инструмента как доказательство пренебрежения даже собственным законом в СССР, хотя подростков в тех же США казнили достаточно регулярно (только в 1988 году Верховный Суд США запретил казнить лиц моложе 15 лет).
По словам заместителя председателя Верховного Суда СССР Владимира Теребилова главе правительства Н.С. Хрущеву было направлено ходатайство о неправомерности применения обратной силы закона, но был получен отказ.
Аркадий Нейланд был расстрелян 11 августа 1964 года в печально знаменитых «Крестах».
По материалам Википедии
Президент Союза криминалистов и криминологов
Игорь Михайлович Мацкевич