Олонецкая губерния (территория, охватывающая часть нынешней Карелии, Ленинградской и Вологодской области) до половины XIX столетия служила удобным местом для укрывательства беглых людей, как то: раскольников различных сект, крепостных, дезертиров — рекрутов и солдат, разного рода преступников.
Беглых крепостных и раскольников местные жители охотно скрывали, и пускали жить в свои дома (еще бы — это ведь бесплатная рабочая сила).
А вот преступников и дезертиров боялись. С одной стороны местные жители, по совершенно понятным причинам, опасались пускать в дома грабителей и убийц, с другой стороны за укрывательство дезертиров и уголовников им могла грозить серьезная ответственность. За такое серьезное прегрешение начальство их не миловало.
Так дезертирам и преступникам ничего не оставалось, как становиться разбойниками. Здесь я расскажу про нескольких таких разбойников.
Котик и Куртыш были солдатами-дезертирами. Жили они в Вытегорском лесу, в небольших избушках, расположенных неподалеку друг от друга. В основном они занимались охотой, а зверя и дичь сбывали местным жителям. Но при этом они не стеснялись и грабить, воровать; могли ограбить денежного человека — духовное лицо или богатого крестянина. По мелочи они разбойничали в одиночку, но на крупные дела шли вместе.
Наметив жертву, они подстерегали ее где-либо на дороге и, поймав, требовали или выдать деньги, если имелись при себе, или сказать — где те хранятся, или положить эти деньги в оговоренное место. Если человек не соглашался отдать деньги, его могли даже убить. Иногда случалось, что человека отпускали, надеясь, видимо, все-таки в будущем найти новую возможность и выпытать у него тайник.
Был описан один такой случай: в начале 19 века в одном селе жил богатый священник. Котик и Куртыш подыскивали возможность поймать его в лесу и выпытать информацию о тайнике. Несмотря на угрозы и мучения, старик твердил, что у него нет денег. Тогда священника отпустили живым. Однако попыток узнать про деньги не оставили и поймали сына этого человека. Сын сказал, будто деньги в подвале церкви. Разбойники сунулись туда, но денег не нашли. За это со злости церковь подожгли, а сына иерея через некоторое время все-таки убили.
Бывало, что людей не только караулили на безлюдной дороге, но и приходили к ним в дом! Так в 1789 году рано утром в избу крестьянина пришли два неизвестных мужика — один с рогатиной, другой с ружьем; отца, тещу, жену и родственниц хозяина дома, который в этот момент отсутствовал, мужики побили и заперли в подполье, заколотив вход гвоздями. Хозяина подождали и когда тот пришел — убили, а затем собрали все ценное в доме и скрылись.
Такие случаи расправы заставляли крестьян бояться за себя, а потому волей неволей они молчали и скрывали разбойников от начальства. Хотя, их и так в диких лесах было поймать чрезвычайно трудно.
Причем, разбойники могли даже нагло явиться в какие-то общественные места, но даже там их поймать удавалось редко.
Весной 1852 года, Вытегорское окружное управление полиции разослало волостным правлениям сообщение о том, что в «четверток 29 минувшего мая месяца в 4 часа пополудни в питейном доме Радовского находился разбойник Рямза с одним товарищем. При поимке их они выбежали из питейного дома и ушли в лес. Поимщики хотя гнались за ними и искали в лесу, но без успеха».
Разбойник Рямза был более «прославлен», чем Котик и Куртыш. Известно, кем он был, и даже как он выглядел.
Иван Яковлевич Рямзин (Рямзой его называли в народе), крестьянин деревни Вонозеро Оштинской волости, в молодые годы был взят на военную службу во флот: сначала он служил в Петербурге, затем в Кронштадте. Не выдержав муштры, он решил бежать, но побег не удался. За этот проступок его приговорили к наказанию шпицрутенами, прогнав один раз сквозь строй в 500 человек, а потом перевели в 5-й Рабочий экипаж в городе Кронштадте. Тогда он решил бежать во второй раз и ему это удалось.
Выглядел он так:
«Рямза … росту высокого, лицом гладок, не угрюм, глаза карие, нос, рот и подбородок обыкновенные, волосы на голове темно-русые, борода большая такого же цвета. Одежда на нем: рубашка красного цвету ситцевая заношенная, портов нет, а есть штаны серые поношенные, куртка почти до колен. Сверху мужицкий кафтан солдатского серого сукна, опоясан черным бумажным поясом, сапоги на ногах кожаные мужицкие, фуражка на голове суконная черная на вате с большим козырьком. Из орудий при нем одно ружье, один пистолет и ножик простой в кожаном футляре…»
Иван бежал в родные края и стал скрываться в лесу, добывая средства на пропитание разбоем. Впоследствии к нему присоединилось несколько человек. У разбойников имелись и ружья, и пистолеты, и ножи. Имея сообщников, Рямза стал отбирать у богатеев не только деньги. Он вывозил зерно из помещичьих амбаров, угонял скот.
Рямза со своей бандой нападал только на богатых людей – помещиков и купцов. Но не всех он убивал, кого-то и отпускал, обобрав начисто. Так один богач даже поставил на дороге крест, в память о счастливом избавлении.
Говорят, будто бы «благородный» разбойник раздавал добро беднякам, и потому, вероятно, память о нем и сохранилась. Более года Рямза промышлял разбоем в олонецких лесах, но осенью 1852 года все же был схвачен полицией. По окончании следствия суд приговорил Рямзу к тюремному заключению.
В общем, так подумаешь: не сладко жилось крестьянам — сплошные напасти со всех сторон, даже вот от беглых, которых было, судя по всему, не так уж мало.
https://zen.yandex.ru/media/sevprostor/istorii-razboinikov-russkogo-severa-chto-oni-vytvoriali-s-mestnymi-krestianami-i-pochemu-te-ih-redko-vydavali-nachalstvu-5ffd79fbcb7df1535d904d2a