Интервью вице-президента Союза А.Г. Звягинцева

«Первые стихи о Нюрнбергском процессе я написал в 12 лет»

Александр Григорьевич Звягинцев о национальном чувстве вкуса, исторических блокбастерах и и долге кинематографа

В стране, победившей нацистов, не поставили ни одного спектакля о Нюрнбергском процессе. Это подтолкнуло Александра Звягинцева написать о нем пьесу. Он считает, что молодой возраст режиссера не помеха для работы с серьезной драматургией. И в ожидании триумфа справедливости мечтает об открытии Музея геноцида в Москве. Об этом писатель и драматург рассказал «Известиям» после премьеры «Нюрнбергского вальса» во МХАТ имени Горького.

— Вас знают по юридическим и историческим исследованиям, по романам и киносценариям. Как в вашей жизни появился театр?

— Театром я болею давно. Моим крестным был бабушкин друг, фронтовик, замдиректора Киевского театра оперы и балета. Детского сада не было, и меня приводили к нему на работу. Я пересмотрел весь репертуар из ложи, возле которой в 1911-м стреляли в Столыпина. Но об этом факте я узнал позже.

Для меня театр — это работа с душой и сердцем. Я пытаюсь создавать произведения, отвечающие на истинные требования времени. Хочу, чтобы они помогали людям в море страстей ориентироваться на маяк, а не на блуждающие огни. Ведь если на них двигаться, сядешь на мель. В московских театрах было поставлено пять моих пьес. Сейчас ставят спектакли в Париже и в Великом Новгороде.

Историк и писатель Александр Звягинцев 

Историк и писатель Александр Звягинцев

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

Что касается последней пьесы «Нюрнбергский вальс», ею мне хотелось приобщить к истории прежде всего молодежь. Ведь она, как мотылек, летит на яркий свет и обжигается.

— А почему вы решили писать на исторические темы?

— Мама всю жизнь говорила: «Саша, ты должен писать. Государевой службой пусть занимаются другие. Ты можешь больше». Ее не радовали ни поощрения, ни государственные награды сына. Хотела, чтобы я оставил иной след.

Нависший суд: что значит Нюрнбергский процесс в 2020 году
75 лет назад в Германии начался трибунал против нацистов

А к теме Нюрнберга меня подтолкнуло осознание того, что в стране-победительнице не поставили ни одного спектакля об историческом процессе. Я был хорошо знаком с драматургом Михаилом Шатровым. Мы в конце 1980-х были членами президиума международного клуба «За обновление мира». Предлагал ему поднять эту тему. Но он не взялся, посчитал тяжелой. У меня же эта мысль засела. Лет 10 назад начал писать сам эту пьесу. Как-то поехал во Францию и попал на спектакль Арно Дени о Геринге. Увидев эту постановку, понял, надо быстрее заканчивать свою пьесу.

— В Москве тоже есть спектакль на эту тему — «Нюрнберг» в РАМТе.

— Я несколько раз видел и эту постановку. Хороший спектакль. Пьесу Эбби Манна о малых нюрнбергских процессах поставил Алексей Бородин. Но Россия в них не участвовала. Американцы в пьесе говорили, что они молодцы, принесли демократию в Европу. А о нашей Родине ни слова…

— Каким театрам вы предлагали свою пьесу?

— Я давал ее читать своим товарищам в Малом театре — Юрию Соломину и режиссеру Владимиру Драгунову, который поставил пьесу «Последний идол». Прислушался к их советам и кое-что поправил. Но поставили ее все-таки во МХАТе. Там сцена более подходящая.

Сцена из спектакля «Нюрнберг» в Российском академическом молодежном театре в Москве

Сцена из спектакля «Нюрнберг» в Российском академическом молодежном театре в Москве

Фото: РИА Новости/Максим Блинов

— С вами советовались, кому играть в спектакле?

— Мы отбирали актеров с худруком МХАТа Эдуардом Бояковым. Так в спектакле появилась Лиза Арзамасова. Мы познакомились с ней на съемках фильма «Правое дело». Лиза показалась мне чуткой, светлой, проникновенной. К тому же у нее большое чувство эмпатии — сострадания ближнему. Она работает в благотворительном фонде, ездит в дома престарелых. Я хотел, чтобы внутреннее содержание актрисы соответствовало душевному состоянию ее героини, французской переводчицы Ирины Гагариной.

— Артисты изучали документы процесса для большего погружения в материал?

— Я передал им восемь томов Нюрнбергского процесса. А еще — свой роман «На веки вечные», в котором есть хроника суда. В прошлом году его издали в Лондоне, до этого — во Франции, Германии и даже в Албании.

— Режиссер Грета Шушкевичуте не слишком молода для постановки столь серьезного материала?

— Материал, конечно, сложный. Но нужно отдать должное режиссеру: она очень долго, скрупулезно к нему готовилась. Мне кажется, Грете постановка удалась. Она перспективный режиссер. После премьеры Грета сказала мне: «Давайте еще что-нибудь поставим».

Киллеры от истории

— Порой можно слышать мнения, что патриотизм — ругательное слово. А напоминание о юбилее Великой Победы считают чрезмерным и навязчивым. Можно ли обойтись без перебора в патриотической работе?

— Думаю, это не перебор. Строя правовое государство, нужно воспитывать национальное чувство вкуса, воли и достоинства. Когда люди говорят о том, что надо забыть свою историю, они становятся манкуртами, не помнящими родства.

Тем временем на прилавках Европы вы не увидите книг российских авторов о Второй мировой войне. Зато у нас без проблем можно найти труды бывших солдат вермахта и люфтваффе. В изобилии мемуары западных генералов и политиков. Все они рассказывают о том, как боролись с фашизмом и освобождали Европу. А потом мы удивляемся, откуда разговоры, что войну выиграли американцы, англичане и французы. Ну а мы вроде и ни при чем.

Мало того, появились «киллеры от истории». Они, как правило, ангажированы. Их задача уничтожить историческую правду. Зачем им она? Нужна иллюзия. В Голливуде наснимали блокбастеров и по ним историю изучают. Честно говоря, и наш кинематограф в большом долгу перед народом. Сколько еще не рассказано о своих героях.

книжный великобритания

Думаю, чем раньше начать изучать историю, тем лучше. Я лично прикоснулся к ней в семь лет. А первые стихи о Нюрнбергском процессе написал в двенадцать: «Им не уйти от кары Немезиды, фашистским служкам дьявольских затей».

— А как быть с людьми, вышедшими из категории молодежи?

— Не разделяю таких сентенций. Говорить о патриотизме можно всегда. В 2017 году Совет Европы в Волгограде организовал конференцию «Память и уроки Второй мировой войны». На нее съехались представители 30 стран Европы и Америки. Я показал нарезку своих фильмов о Нюрнбергском процессе. Был серьезный разговор. Из зала на сцену вышла писательница Эрин Майер и сказала: «После того что я узнала здесь, мне тяжело переосмысливать прошлое. Мы этого не знали».

Вернувшись домой, она написала письмо генеральному секретарю Совета Европы Турбьёрну Ягланду, что ей открыли глаза на Нюрнбергский процесс и его последствия, которые до сих пор отзываются в политике европейских государств. Сильнейшее впечатление стало руководством к действию. Поэтому никогда не поздно с людьми говорить.

Я занимаюсь историей Нюрнбергского процесса 60 лет. А когда только начинал, мне говорили: «Куда ты лезешь? Зачем тебе это? Мы — страна-победительница. Кому еще надо что-то доказывать?» Но ведь брошенное поле чертополохом зарастает. Трудно его поднимать.

— Что вас подвигло в семь лет начать изучать историю военных преступлений?

— Мы жили в центре Киева. Город был разрушен войной. Как-то мама повела меня на кладбище, навестить могилку прабабки Фёклы Дмитриевны. Проходя мимо Бабьего Яра, она вдруг сказала: «Вот здесь бы могла лежать и я». — «Почему?» Я еще не знал ничего о массовых расстрелах в 1941 году. Мама продолжила: «Однажды я провожала своих подруг-евреек к Бабьему Яру. Возле Львовской площади немец посмотрел на меня и спрашивает: «Jude?» — «Нет, русская». Он автоматом отшвырнул маму в сторону и буркнул: «Weg!» («Уходи!» — перевод с немецкого)

Я спросил ее: «А кого тут убили?» — «Сначала евреев, их было тысяч 35, а потом здесь стали расстреливать партизан». Позже я узнал про «матч смерти». Футболистов киевского «Динамо» тоже там убили. В Бабьем Яру лежат 185 тыс. человек.

Маму с бабушкой позже угнали в фашистское рабство. После войны мама вернулась в Москву. А бабушку через несколько лет нашла в Киеве и переехала к ней. В нашей семье многие родные не вернулись с фронта. Деда-подпольщика немцы расстреляли. Мой папа с первого дня войны оказался на фронте. Под Курском получил серьезные ранения. Он пять дней оборонялся, а потом поднял оставшихся солдат в атаку и вывел из окружения.

Музей геноцида

«Мы постоянно обращаемся к урокам Нюрнбергского трибунала»
Владимир Путин призвал не забывать принципы, которые лежат в основе ценностей послевоенного миропорядка

— Что еще необходимо для того, чтобы помнили?

— Нужно создать Музей Нюрнбергского процесса, Академию Нюрнбергских принципов. После войны судили гитлеровцев за злодеяния против мирного населения, порабощение, уничтожение народов. Поэтому сейчас нечего стесняться, надо создавать и Музей геноцида.

— Где?

— В Москве. И чтобы зарубежных гостей и почетные делегации в обязательном порядке привозили туда. Нужно всем забывшим, несведущим показывать и рассказывать о варварствах фашизма.

Президент говорил, что «вакцина» от нацистского вируса, выработанная на Нюрнбергском трибунале, в некоторых государствах Европы теряет силу. Как ни прискорбно, но мы видим немало примеров того, как возрождается эта идеология, предается забвению или искажается история и уроки Второй мировой войны.

— Продолжает ли Нюрнбергский процесс оказывать влияние на мировую историю?

— Нюрнберг — это последнее сражение Второй мировой войны. Ведь за всю историю это был первый случай, когда судили агрессора и юридически закрепили, кто напал на СССР. Приговор Нюрнбергского процесса обжалованию не подлежит. Чтобы это историческое событие стало возможным, наша страна с самого начала войны ставила вопрос об ответственности гитлеровцев.

Лет 15 назад я встретился с зампредседателя Нюрнбергского трибунала господином Бершмидте. Он вспоминал про процесс: «Мы сначала думали, что это будет месть победителей, всех возьмут и сразу повесят. Но когда посмотрели, что к приговорам подошли дифференцированно, я как юрист понял, что всё было справедливо».

В послевоенный период русофобские круги Запада направляли все усилия пропаганды не на то, чтобы рассказать правду своему народу, а чтобы скрыть от него те ужасные для человечества последствия, к которым однажды уже привело поощрение германского милитаризма. Мы живем в очень неспокойное время. И надо делать всё, чтобы фашистская зараза не подняла вновь голову.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Александр Звягинцев в 1976 году окончил Харьковский юридический институт. Работал в органах прокуратуры Украинской ССР, в Генпрокуратуре СССР. Имеет звание «Заслуженный юрист РФ». Автор более 40 книг, среди которых «Скиф», «Сармат», «Валентин Ледников», «Око государево. XVIII век», «Естественный отбор».

This entry was posted in 1. Новости, 2. Актуальные материалы, 3. Научные материалы для использования. Bookmark the permalink.

Comments are closed.