29 февраля 1692 года начало кровавой охоты на Салемских ведьм.В 1692 году, в январе, в дом священнослужителя Сэмюэля Пэрриса, живущего в деревушке Салем, пришла беда: девятилетняя дочь преподобного и его одиннадцатилетняя племянница заболели. Девочки стали страдать припадками, прятались в тёмные места, бились в конвульсиях и издавали странные звуки, кривлялись. Через короткое время подобные симптомы появились ещё у нескольких деревенских девочек. Все они были подругами, которые под влиянием рассказов Титубы, темнокожей служанки священника, увлеклись оккультизмом и магией вуду. Обеспокоенный отец решил обратиться к местному доктору Григгсу. Лекарь не смог ни вылечить припадки, ни объяснить странную хворь, но диагноз поставил однозначный: колдовство.
Под давлением преподобного Пэрриса девочки, утверждавшие, что их мучили злые духи, начали давать показания. «Околдованные» указали имена первых жертв: служанка Титуба, деревенская нищенка Сара Гуд и искалеченная старуха Сара Осборн.
Арестованные не выдерживали издевательств и, пытаясь сохранить свою жизнь, признавались в чернокнижии и указывали на других людей, как на сообщников. За решётку стали попадать вполне добропорядочные члены общины, а также те, кто протестовал против творившегося беспредела. К концу мая в застенках томилось уже более ста обвинённых девочками человек.
Начался показательный судебный процесс над ведьмами Салема. Первое заседание специального Гласного Окончательного Суда состоялось 2 июня 1692 года. Первой была осуждена Бриджит Бишоп, которую признали виновной и подписали ей смертный приговор. Через два дня несчастная была повешена. Тело её бросили в неглубокую яму на Холме Виселиц, ведь по обычаю ведьмы не заслуживали погребения по христианским традициям. Единственными уликами для суда были видения «околдованных» детей, на основании которых выносились обвинительные приговоры. Оправдаться было невозможно: алиби суд не воспринимал, считая, что у пособниц дьявола есть двойники, с помощью которых можно было одновременно находиться в разных местах.
Даже маленькие дети обвинялись в ведовстве. Так, в тюрьму попала дочь Сары Гуд, которой было всего четыре (!) года, поскольку «потерпевшие» утверждали, что их терзает её дух. Малышку заковали в кандалы и продержали в застенках восемь долгих месяцев. Из тюрьмы девочка проводила свою мать на виселицу. После освобождения несчастный ребёнок навсегда остался инвалидом.
На скамью подсудимых попал даже преподобный Баррафс, бывший салемский священник. Баррафс был представлен как руководитель той самой общины ведьм, которая изводила местное население, насылала болезни и порчу. Когда перед казнью священник без запинки прочёл молитву Господу, присутствовавшие призвали отпустить невиновного. Считалось, что пособник дьявола произнести молитву без ошибок не в состоянии. Но, несмотря на это, Баррафсу не удалось избежать виселицы, так как «околдованные» девочки закричали, что обвиняемому помог «чёрный человек».
В череде многочисленных казней одна, отличная от традиционного повешения, была особенно жестокая. Восьмидесятилетний землевладелец Джайлс Кори поставил под сомнение правомочность суда. Подозреваемый в колдовстве, он не признавал себя виновным. Разъярённый суд приговорил старика к «мучительной и строгой казни». Его подвергли «пытке тяжестью», распластав на земле и положив сверху большую доску с тяжёлыми камнями. Камни постоянно подкладывали, и их общий вес увеличился настолько, что у несчастного вывалился язык. Шериф Корвин запихал его обратно своей тростью. На все задаваемые вопросы Джайлс отвечал требованием увеличить груз. Под грудой тяжёлых камней физически крепкий Кори умирал ещё почти два дня.
Конец этой массовой истерии положил губернатор Уильям Фипс, после того как его супругу тоже заподозрили в пособничестве дьяволу. Своим указом Фипс распустил суд. Учреждённый новый Верховный суд штата выносил с той поры только оправдательные приговоры, ведь неубедительные видения перестали считать доказательствами причастности человека к чернокнижию.
Всего за время вспышки охоты на Салемских ведьм девятнадцать человек были отправлены на виселицу, четверо погибли в тюрьме, один до смерти раздавлен камнями, а около двухсот жителей общины подверглись арестам по обвинению в колдовстве. Спустя десять лет после трагических событий решения суда были признаны незаконными, всем пострадавшим вернули доброе имя и восстановили в гражданских правах. Семьям жертв Салемского дела массачусетские власти выплатили значительную денежную компенсацию, создав тем самым мировой прецедент материального возмещения ущерба гражданам, пострадавшим в результате судебной ошибки.
Милена Черненко, 2011
специально для портала 29feb.ru