Думский Комитет по законодательству рекомендовал принять в первом чтении законопроект Верховного суда о гуманизации уголовного законодательства. Но предложение больше не считать преступлением однократные побои, угрозу убийством и злостную неуплату алиментов на детей и престарелых родителей вызывает у депутатов большие сомнения.
Глава Комитета по законодательству Павел Крашенинников («ЕР»), открывая обсуждение, напомнил: о декриминализации, то есть переводе ряда статей Уголовного кодекса, карающих за преступления небольшой тяжести, в Кодекс об административных правонарушениях, говорил президент в своем Послании Федеральному собранию в декабре прошлого года. Повторное аналогичное правонарушение должно считаться преступлением и наказываться в уголовном порядке, уточнил глава государства. После его поддержки разработанные Верховным судом законопроекты на эту тему получили положительное заключение правительства и поступили на рассмотрение Госдумы.
Среди прочих мер, направленных, как выразился замглавы ВС Владимир Давыдов, «на гуманизацию уголовного законодательства», предлагается перестать считать преступлением совершенные однократно побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль (ч. 1 статья 116 УК), однократную угрозу убийством (ч. 1 статья 119 УК), злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание детей или нетрудоспособных родителей (статья 157 УК) и использование заведомо подложного документа, за исключением официального (ч. 3 статья 327 УК).
Г-н Давыдов привел судебную статистику, из которой следует: ежегодно в суды поступает около 20 тысяч дел в связи с однократными побоями, 30 тысяч дел в связи с угрозами убийством и примерно 15 тысяч дел за использование подложных документов. 90% осужденных по этим составам были приговорены к наказаниям, не связанным с лишением свободы: штрафам или исправительным работам. Повторное совершение вышеперечисленных правонарушений повлечет за собой уголовную ответственность, пояснил судья.
Никаких вопросов по поводу декриминализации заведомо подложных неофициальных документов у депутатов не возникло (сейчас УК обещает за это штраф до 80 тысяч рублей или даже арест на срок до 6 месяцев). Еще одно предложение ВС — поднять с 1 тысячи до 5 тысяч рублей планку, которая превращает мелкое хищение из административного правонарушения в уголовное преступление — никаких возражений у членов комитета тоже не вызвало. Тем более что еще в прошлом году Госдума приняла в первом чтении законопроект, внесенный группой депутатов во главе с Ириной Яровой («ЕР»): он предполагает ровно то же самое, обещая за повторное мелкое хищение в течение года уголовную ответственность.
Но при этом в заключении комитета отмечается, что предложение убрать из УК наказание за однократные побои «заслуживает дальнейшего обсуждения» с учетом «уровня бытового и домашнего насилия, а также того, что указанная статья выполняет превентивную функцию». По официальной статистике МВД, говорится в документе, ежегодно 26 тысяч детей становятся жертвами преступных посягательств со стороны родителей, еще две тысячи детей и подростков кончают жизнь самоубийством, спасаясь от жестокого обращения в семье, а десятки тысяч убегают из дома. Напомним: сейчас за однократные побои УК обещает штраф до 40 тысяч рублей, или исправительные работы, или арест на срок до 3 месяцев.
Комитет отмечает, что при обсуждении вопроса о декриминализации статьи 157 УК (она обещает в том числе и лишение свободы на срок до 1 года) надо учитывать, что эта статья тоже выполняет превентивную функцию: по данным ФССП, благодаря принятию мер уголовно-правового характера в 2014 году была погашена задолженность на сумму 327 млн рублей, за 10 месяцев 2015 года — 520 млн рублей.
Г-н Крашенинников сообщил, что после внесения в Госдуму законопроектов ВС «в комитет идет вал обращений и писем по поводу декриминализации побоев, злостной неуплаты алиментов и угрозы убийством». А реализовать обещание уголовного наказания при повторном аналогичном нарушении будет, по его словам, большой проблемой: в России нет единой федеральной статистики, то есть учета административных правонарушений, и «достаточно переехать в другой регион — и опять делай что хочешь».
Замглавы комитета Юрий Синельщиков (КПРФ) напомнил, что в 70–80‑е годы в СССР проводилось исследование МВД, которое показало, что в тех регионах, где чаще судили за угрозу убийством, было меньше убийств. Действующий УК за однократную угрозу убийством обещает обязательные работы на срок до 480 часов или даже лишение свободы на срок до 2 лет.
Марина Озерова
Заголовок в газете: Один раз — не уголовник
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27016 от 26 января 2016 Тэги: Суд, Убийство, Дети Организации: КПРФ Правительство РФ МВД Госдума РФ Места: Россия