Германское «Движение за идентичность»: волки в овечьей шкуре
В ФРГ в категорию правоэкстремистских занесено объединение сторонников «этноплюрализма». DW — о том, что представляет собой на самом деле внешне респектабельное «Движение за идентичность».
Во французском городе Гап 29 августа начинается судебный процесс по делу членов группировки Génération identitaire, которые в апреле прошлого года, переодевшись в форму пограничников, попытались не пропустить беженцев из Италии во Францию. Им грозит по году тюрьмы и по штрафу в 15 000 евро. Именно во Франции в начале нулевых годов зародилось ультраправое «Движение за идентичность». Из Франции оно пришло в Германию. Что представляют собой немецкие «идентичники», о которых до сравнительно недавнего времени было мало что известно?
Забота о благопристойном имидже
Неужели это правый экстремист? Разве так говорит неонацист? По телефону руководитель «Движения за идентичность» (Identitäre Bewegung, IB) в Германии Даниэль Фис (Daniel Fiß) звучит вполне благопристойно. Фис любезен, не повышает голоса, убедительно аргументирует с легким северогерманским акцентом.
Право на убежище? Разумеется! Человеческое достоинство? А как же! Основной закон? Конечно! «Мы никого не осуждаем за его происхождение, религию, сексуальную ориентацию и прочее», — убеждает студент из Ростока корреспондента DW.
Но все это только фасад, убежден журналист Андреас Шпайт (Andreas Speit), написавший о «Движении за идентичность» целую книгу. Это движение очень заботится о толерантном имидже и тем самым разрушает общепринятые представления о правых экстремистах, пояснил Шпайт в интервью DW, ведь они не похожи на агрессивных бритоголовых в десантных сапогах и с бейсбольными битами.
В родстве со скинхедами
Тем не менее идеологически IB сродни скинхедам, орущим «Германия — для немцев». «Движение за идентичность» придерживается теории так называемого «этноплюрализма».
«В соответствии с этой теорией, каждая этническая группа имеет свое исконное жизненное пространство, которое сформировало ее культуру, традиции и идентичность», — поясняет Шпайт. И эта идентичность, мол, достойна сохранения и защиты. То есть, эта теория исходит из существования однородных общественных групп. «На самом же деле таких однородных групп не существует, — поясняет Шпайт. — Человечество развивалось в результате взаимообмена».
Производное теории «этноплюрализма» — требование ре-миграции: мигрантов и людей с иностранным происхождением полагается возвращать на историческую родину. «В этом они непреклонны, — говорит Шпайт о «Движении за идентичность». — Человеку не немецкого происхождения, говорят они, нечего делать в Германии».
Что и как делать с мигрантами?
Значит, и немецкого гражданина, родившегося в Германии у родителей — выходцев из Турции, следует высылать на родину предков? «Не по принуждению», — отвечает шеф IB Фис, стараясь выглядеть в беседе с корреспондентом DW толерантным и не имеющим ничего против людей из семей мигрантов.
Такая расплывчатость — тактика «Движения за идентичность», которое знает, говорит Шпайт, где, когда и что можно или нельзя говорить, чтобы выглядеть респектабельным и скрыть свои истинные радикальные взгляды. «Идентичники», в частности, тщательно обходят стороной вопрос о том, как, с их точки зрения, должна быть организована ре-миграция: уж не снова ли в товарных вагонах?
«Движение за идентичность» действует в Германии с 2012 года. В нем состоят всего около 600 человек, но свою немногочисленность они стараются компенсировать экстравагантными акциями. О них заговорили в Германии в 2016 году — после того, как активисты движения взобрались на Бранденбургские ворота и развернули на них транспаранты с лозунгами против беженцев.
Под наблюдением немецкой спецслужбы
Крайне правая идеология в красивой и респектабельной упаковке — вот что делает «Движение за идентичность» столь опасным. Именно поэтому долго наблюдавшее за ним Федеральное ведомство по охране конституции (BfV) в конце концов пришло к выводу, что взгляды этой группы несовместимы с Основным законом, и занесло ее в категорию правоэкстремистских.
«Если мы хотим быть системой раннего предупреждения, то должны обращать внимание не только на готовых к насилию экстремистов, но и на их духовных подстрекателей», — заявил в этой связи директор BfV Томас Хальденванг (Thomas Haldenwang). По его оценке, «Движение за идентичность» ставит под сомнение равенство людей, их человеческое достоинство и целенаправленно разжигает национальную рознь.
Занесение «Движения за идентичность» в категорию правоэкстремистских позволяет BfV вести за ним наблюдение с применением всех средств спецслужбы, включая внедрение агентов. Журналист Андреас Шпайт полагает, что теперь у IB возникнут определенные трудности. Классификация ведомства по охране конституции, указывает он, это сигнал обществу: если организация признана правоэкстремистской, то многие будут более критично воспринимать ее риторику.
Кроме того, другие правые политические группировки тоже задумаются, имеет ли смысл поддерживать контакты с IB. Руководство правопопулистской «Альтернативы для Германии» (АдГ) еще в июне 2016 года решило отказаться от сотрудничества с «Движением за идентичность». Это, однако, не помешало самому Даниэлю Фису с марта по май этого года подрабатывать в офисе одного из депутатов бундестага от АдГ.
«Идентичники» и насилие
Одним из признанных авторитетов в среде немецкоговорящих «идентичников» считается австриец Мартин Зельнер (Martin Sellner). Сейчас он находится под следствием по подозрению в членстве в террористической организации. Ранее Зельнер поддерживал контакт с одним из террористов, совершивших нападения на мечети в Новой Зеландии.
«Если почитать то, что пишет Зельнер, становится ясным тактический подход «Движения за идентичность» к насилию», — указывает Шпайт. В учебных видеороликах то и дело показывают участников движения, занимающихся боксом или боевыми видами спорта. В ноябре 2017 года в городе Галле на востоке Германии «идентичники» напали на двух полицейских в гражданском, приняв их за левых экстремистов.