Чезаре Ломброзо (Cesare Lombroso) родился 6 ноября1835 года в итальянском городе ВеронаАвстрийской империи.
Главная заслуга в криминологии Ломброзо заключается в том, что он сместил акцент изучения с преступления как деяния, на человека — преступника.
Ломброзо родился 6 ноября 1835 года в Вероне в богатой еврейской семье. Он изучал литературу, лингвистику и археологию в университетах Падуи, Вены и Парижа, но поменял свои планы и стал хирургом в армии в 1859 году. В 1866 году он был назначен приглашенным лектором в Павии, а позднее, в 1871 году, возглавил психиатрическую больницу в Пезаро. Ломброзо стал профессором судебной медицины и общественной гигиены в Туринском университете в 1876 году. В том же году он написал свою наиболее важную и влиятельную работу «L’Uomo delinquente» («Преступный человек»), выдержавшую пять изданий на итальянском языке и опубликованную на различных европейских языках.
В 1862 году Ломброзо стал профессором Павийского университета, а с 1896 года — профессор психиатрии Туринского университета. В 1906 году стал профессором уголовной антропологии Туринского университета.
Умер Ломброзо в Турине в 1909 году.
Внучка Ломброзо Нора была замужем за физиком Бруно Росси.
Чезаре Ломброзо был последователем взглядов французского психиатра Б.О. Мореля о вырождении. Основываясь на собственных выводах о биологических особенностях, и прежде всего внешних морфологических признаках (форма черепа, неправильное строение ушной раковины и пр.), по его мнению, присущих преступникам, Ломброзо утверждал, что нарушители правовых норм — люди ненормальной физической, а потому и психической организации, люди особой породы и что преступление является следствием их врождённых особенностей, результатом атавизма. Ломброзо считал преступление для таких людей неизбежным и заявлял, что наказание не может исправить их; исходя из суждения об опасности таких лиц для общества, он считал необходимым заключение на неопределённо длительные сроки и частое применение смертной казни. Людей, врождённо склонных к преступным деяниям, он называл «homo delinquent» и заявлял, что такие люди подлежат уничтожению.
Ломброзо также выделял политические «преступления», которые тоже, по его мнению, коренятся в биологической природе преступника. Он обосновывал этот тезис утверждением, что природе нормального человека свойственна ненависть к новому — «мизонеизм», а любовь к новому («филонеизм») он считал болезнью, присущей «врожденным преступникам под влиянием аффекта — аффективным дегенератам».
Ломброзо разработал формулу, положенную в основу наиболее востребованной в криминологии формулы преступной пораженности. В своей формуле основатель антропологического института предлагает средние размеры антропологических признаков осужденных соотносить с количеством несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки. Полученный результат, умноженный на условный показатель «Е» рассматривается как частотный признак универсала. Данная формула позволяла выявить причинность преступности, которая на общем уровне всегда сводилась к длине тех или иных частей тела.
Критика взглядов Ломброзо.
Оценивая воззрения Ломброзо, русский юрист А.Ф. Кони отметил, что он «дошел до низведения карательной деятельности государства, до охоты за человеком-зверем». Историк психиатрии Т. И. Юдин считал, что взгляды Ломброзо являются предтечей фашистских теорий о «недочеловеках» — низших расах и что Ломброзо предлагал те же методы борьбы с низшей расой — уничтожение.
Московский анатом профессор Д.Н. Зернов привёл доказательства, что неправильности черепов, на которых ссылался Ломброзо, не являются собственно атавистическими. В диссертации российского и советского анатома В.П. Воробъёва доказана неверность представлений Ломброзо о дегенеративном ухе.
В книге «Оксфордское руководство по психиатрии» (Oxford Textbook of Psychiatry, т. 1, 2-е изд., 1989) профессора психиатрии М. Гельдер, Д. Гэт и Р. Мэйо, упоминая, что Ломброзо полагал, будто эпилептики совершают преступления гораздо чаще, чем неэпилептики, пришли к выводу со ссылкой на исследования, что такой тесной связи между эпилепсией и преступностью не существует.
Работы Чезаре Ломброзоа
1.«Гениальность и помешательство». Genioefollia : prelezioneaicorsidiantropologiaeclinicapsichiatricapressolaR. Universita’ diPavia. — Milano: TipografiaeLibreriadiGiuseppeChiusi, editore, 1864. — 46, [2] p
В 1863 году Ломброзо издаёт свою книгу «Гениальность и помешательство» в 1863 году (русский перевод Г. Тетюшиновой, 1885 г.), в которой проводит параллель между великими людьми и помешанными. Вот что пишет Ломброзо в предисловии книги: «Когда, много лет тому назад, находясь как бы под влиянием экстаза, во время которого мне точно в зеркале с полной очевидностью представлялись соотношения между гениальностью и помешательством, я в 12 дней написал первые главы этой книги, то, признаюсь, даже мне самому не было ясно, к каким серьёзным практическим выводам может привести созданная мною теория».
В этой книге Ломброзо делает выводы, практически ставит диагнозы, величайшим представителям человечества. Все знаменитости, о которых писал Ломброзо, были мертвы к моменту написания книги и в силу этого не имели возможности опровергнуть написанное. Нет ни одного свидетельства обращения кого-либо из гениев, описанных Ломброзо в своей книге, к его врачебной помощи или личного знакомства Ломброзо с кем-нибудь из описанных им знаменитостей. Все «диагнозы» психиатр ставит заочно, основываясь исключительно на собственной доверчивости или пристрастии к различным слухам о характерах и привычках великих людей, биографии которых, по самому факту их знаменитости, обрастали всевозможными легендами. Эта книга представляет собой яркий пример превышения врачебных полномочий. Ломброзо в предисловии ссылается на тот факт, что он написал эту книгу, «находясь как бы под влиянием экстаза», но этот факт, соответственно его же собственным теориям, выводам и наблюдениям, ставит его самого на грань превращения из психиатра в пациента.
В своей работе Ломброзо пишет о физическом сходстве гениальных людей с помешанными, о влиянии различных явлений (атмосферных, наследственности и др.) на гениальность и помешательство, приводит примеры, многочисленные свидетельства медицинского характера о наличии у ряда писателей психических отклонений, а также описывает специальные особенности гениальных людей, страдавших в то же время и помешательством. Эти особенности заключаются в следующем.
1.Некоторые из таких людей обнаруживали неестественное. Так, например, Ампер в 13 лет уже был хорошим математиком, а Паскаль в 10 лет придумал теорию акустики, основываясь на звуках, производимых тарелками, когда их расставляют на стол.
2.Многие из них чрезвычайно злоупотребляли наркотическими веществами и спиртными напитками. Так, Галлер поглощал громадное количество опия, а, например, Руссо — кофе.
3.Многие не чувствовали потребности работать спокойно в тиши своего кабинета, а как будто не могли усидеть на одном месте и должны были постоянно путешествовать.
4.Не менее часто меняли они также и свои профессии и специальности, точно мощный гений их не мог удовольствоваться одной какой-нибудь наукой и вполне в ней выразиться.
5.Подобные сильные, увлекающиеся умы страстно предаются науке и с жадностью берутся за разрешение труднейших вопросов, как наиболее подходящих, может быть, для их болезненно-возбужденной энергии. В каждой науке они умеют уловить новые выдающиеся черты и на основании их строят нелепые иногда выводы.
6.У всех гениев есть свой особый стиль, страстный, трепещущий, колоритный, отличающий их от других здоровых писателей и свойственный им, может быть, именно потому, что он вырабатывается под влиянием психоза. Положение это подтверждается и собственным признанием таких гениев, что все они по окончании экстаза не способны не только сочинять, но и мыслить.
7.Почти все они глубоко страдали от религиозных сомнений, которые невольно представлялись их уму, между тем как робкая совесть заставляла считать такие сомнения преступлениями. Например, Галлер писал в своем дневнике: «Боже мой! Пошли мне хотя бы одну каплю веры; разум мой верит в тебя, но сердце не разделяет этой веры — вот в чём моё преступление».
8.Главные признаки ненормальности этих великих людей выражаются уже в самом строении их устной и письменной речи, в нелогичных выводах, в нелепых противоречиях. Разве Сократ, гениальный мыслитель, предугадавший христианскую мораль и еврейский монотеизм, не был сумасшедшим, когда руководствовался в своих поступках голосом и указаниями своего воображаемого Гения или даже просто чиханьем?
9.Почти все гении придавали большое значение своим сновидениям.
В заключении своей книги Ч. Ломброзо, однако, говорит о том, что на основании вышеизложенного нельзя прийти к заключению, что гениальность вообще есть не что иное как умопомешательство. Правда, в бурной и тревожной жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди представляют сходство с помешанными, и в психической деятельности и других есть немало общих черт — например, усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и сильная рассеянность, злоупотребление спиртными напитками и громадное тщеславие. Среди гениальных людей есть помешанные, и среди сумасшедших — гении. Но было и есть множество гениальных людей, у которых нельзя отыскать ни малейших признаков умопомешательства.
Ломброзо выделил четыре типа преступников: душегуб, вор, насильник и жулик. Данная типология сохраняет свою преемственность по сей день, хотя более популярной стала типология, разработнная учеником Ломброзо – Энрико Ферри.
2.«Женщина-преступница и проститутка».LaDonnadelinquente, 1893 — «Преступница» Женщина преступница и проститутка / C. Lombroso & G. Ferrero; Пер. [и предисл.] д-ра Г. И. Гордона. — Киев ; Харьков: Ф. А. Иогансон, 1897 (Киев). — 478, IV, VII с.
Труд рассматривает отношение женщин к трём объектам: любви, проституции и преступности. Ломброзо приходит к выводу, что для женщины главным инстинктом является размножение, которое и определяет их поведение в течение жизни.
Основные характеристики поведения женщины по классификации Ломброзо. Любовь: а) Любовь у животных; б) Любовь у человека.
Проституция: а) История проституции; б) Стыд и проституция у диких народов; в) Проституция у исторических народов; г) Врождённые проститутки; д) Случайные проститутки; е) Преступность женщины.
Преступность женщины: а) Преступность самок в царстве животных; б) Женская преступность у диких и примитивных народов; в) Врождённые преступницы; г) Случайные преступницы; д) Преступницы по страсти; е) Самоубийцы.
- Ricerche sul cretinismo in Lombardia, (Gazz. Medico, Italiana, No.13, 1859) — «Исследования по кретинизму в Ломбардии».
4.L’uomo bianco e l’uomo di colore. Letture sull’ origine e le varietà delle razze umane. — Padova: F. Sacchetto, 1871. — 223 p. — «Белыйчеловекицветнойчеловек. Чтенияопроисхождениииразнообразиичеловеческихрас»
5.L’Uomo delinquente, (1876; L’uomo delinquente in rapporto all’ antropologia, alla giurisprudenza ed alle discipline carcerarie : aggiuntavi La teoria della tutela penale del Prof. Avv. F. Poletti / Cesare Lombroso; Francisco Poletti. — 2 ed. — Torino: Bocca, 1878. — 746 p.) — «Преступник»; врусскомпереводе — «Преступныйчеловек».
- L’amorenelsuicidioeneldelitto, 1881. — «Любовь и помешательство» Любовь у помешанных: Для врачей и юристов / Cesare Lombroso, проф. психиатрии в Турине; Пер. с итал. д-ра мед. Н. П. Лейненберга. — Одесса: тип. «Одес. новости», 1889. — 41 с.
7.L’Uomo di genio, 1888. (L’Uomo di genio in rapporto alla psichiatria, alla storia ed all’estetica. — 5a edizione del «Genio e follia», completamente mutata… [Texte imprimé]. — Torino: fratelli Bocca, 1888. — XX, 488 p.) — «Гениальныйчеловек»
8.Palimsesti del carcere; raccolta unicamente destinata agli uomini di scienza. — Torino: Bocca, 1888. — 328 p. — «Тюремнаяписанина, Исследованиетюремныхнадписей»
9.Il delitto politico e le rivoluzioni in rapporto al diritto, all’antropologia criminale ed alla scienza di governo / Cesare Lombroso, Anthropologe Mediziner Italien; Rodolfo Laschi. — Torino: Bocca, 189. — 10, 555 p. — (Biblioteca antropologico-giuridica. Serie 1, vol. 9). — «Политическаяпреступность» всоавторствес Родольфо Ласки.
10.Политическая преступность и революция по отношению к праву, уголовной антропологии и государственной науке: В 2 ч. / Ломброзо и Ляски; В пер. К.К. Толстого. — Санкт-Петербург: С.-Петерб. коммерч. типо-лит. Виленчик, [1906]. — 255 с.
- L’anthropologie criminelle et ses récents progrès. — Paris: F. Alcan, 1890. — (Bibliothèque de Philosophie contemporaine). Новейшиеуспехинаукиопреступнике = (L’Anthropologie criminelle et ses re’cents progre’s par C. Lombroso) / Cesare Lombroso; Пер., сразреш. авт., подред. испредисл. магистрауголовногоправаЛ. М. Берлина, д-рС. Л. Раппопорт. — Санкт-Петербург: Н. К. Мартынов, 1892. — [4], 160 с.
12. L’origine du baiser, 1893 (La Nouvelle Revue 1893/06, A13, T83). Происхождениепоцелуя = (Cesare Lombroso — «L’origine du baiser»): Пер. сфр. / ЦезарьЛомброзо. — Санкт-Петербург: В. Вроблевский, ценз. 1895. — 15 с.
13. Lepiurecentiscoperteedapplicazionidellapsichiatriaedantropologiacriminale /C. Lombroso. — Torino; Firenze; Palermo; Messina; Catania; Roma: FratelliBocca, 1893. — 431 p. Glianarchici : con 2 tavolee 5 fig. neltesto. — Torino: fratelliBocca, 1894. — 95, [1] p. — «Анархисты, исследование по криминальной психологии и социологии»
14. L’Antisemitismo e le scienze moderne, 1894 — «Антисемитизм в свете современной науки» Антисемитизм / Чезаре Ломброзо; Пер. с ит. Г. З.; Вместо предисл. ст. О.Я. Пергамента: «Еврейский вопрос и народная свобода». — Одесса: Трибуна, ценз. 1906. — VI, 73 с.
15.Genio e degenerazione, (Remo Sandron, Palermo), 1897. — «Гениальность и деградация»
16.Le crime, causes et remédes, 1899. — «Преступление, его причины и способы искоренения»-Преступление / C. Lombroso; Пер. д-ра Г. И. Гордона. — Санкт-Петербург: Н. К. Мартынов, 1900. — 140 с.
По материалам Википедии
Дополнительные материалы о Чезаре Ломброзо ищите на страницах Живой Энциклопедии Союза криминалистов и криминологов