17 ноября 1896 года в Орше родился Лев Семенович Выгодский

17 ноября 1896 года в Орше родился Лев Семенович Выгодский.

Лев Семёнович Выготский (имя при рождении — Лев Симхович Выгодский) родился 5 (17) ноября 1896 года в городе Орша вторым из восьмерых детей в семье выпускника Харьковского коммерческого института, купца Симхи (Семёна) Львовича Выгодского (1869—1931) и его жены, учительницы Цили (Цецилии) Моисеевны Выгодской (1874—1935.

Биография.

В 1897 году семья перебралась в Гомель, где отец получил должность заместителя управляющего местного отделения Соединенного банка. Образованием детей занимался частный учитель Шолом Мордухович (Соломон Маркович) Ашпиз (1876—после 1940), известный использованием так называемого метода сократического диалога и участием в революционной деятельности в составе гомельской социал-демократической организации.

Значительное влияние на будущего психолога в детские годы оказал его двоюродный брат, впоследствии известный литературный критик и переводчик Давид Исаакович Выгодский (1893-1943). После гибели отца в Давид Выгодский с братом, сестрой и матерью Двосей Яковлевной жил в семье Льва Выгодского и воспитывался вместе с его семерыми братьями и сестрами.

Получив начальное образование дома, Л. С. Выготский сдал экзамены за 5 классов и поступил в 6-й класс казённой гимназии, закончил последние два класса в частной еврейской мужской гимназии А. Е. Ратнера. Лев Выгодский Продолжал заниматься древнееврейским, древнегреческим, латинским и английским языками с частными учителями. Самостоятельно изучил эсперанто.

В 1913 году Лев Выгодский поступил на медицинский факультет Московского университета, но вскоре перевёлся на юридический.

Будучи студентом, написал двухсотстраничное исследование «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира» (1916), которое по окончании университета представил в качестве дипломной работы (опубликовано в 1968 году приложением ко второму изданию «Психологии искусства»). В 1916 году опубликовал статьи на литературные темы в посвящённом вопросам еврейской жизни еженедельнике «Новый путь» (в котором он работал техническим секретарём): «М.Ю. Лермонтов (к 75-летию со дня смерти)» и «Литературные заметки (Петербург, роман Андрея Белого)»; опубликовался также в издававшейся Максимом Горьким «Летописи» и «Новом мире».

До 1917 года включительно активно писал на темы еврейской истории и культуры, выражая неприятие антисемитизма в русской литературе и негативное отношение к идеям социализма и коммунизма.

В 1917 году бросил занятия на юридическом факультете Московского университета и закончил обучение на историко-философском факультете Университета имени Шанявского.

После октябрьской революции 1917 года на непродолжительное время переехал в Самару. Затем с матерью и младшим братом в 1918 году поехал в Киев, но после этого вернулся в Гомель к отцу. В 1919 году заболел лёгочным туберкулёзом.

В 1919—1923 годах вместе с двоюродным братом Давидом Выгодским работал учителем литературы в советской трудовой школе и педагогическом техникуме, а также в профтехшколах печатников и металлистов, вечерних курсах Губполитпросвета, на курсах по подготовке работников дошкольных учреждений, на летних курсах по переподготовке учителей, курсах культработников деревни, курсах Соцвоса, в народной консерватории и на рабфаке.

Одновременно в 1919—1921 годах заведовал сначала театральным подотделом Гомельского отдела народного образования, затем художественным отделом при Губнаробразе, опубликовал более восьмидесяти театральных рецензий в газетах «Полесская правда» и «Наш понедельник» (38 из которых были переизданы посмертно).

В 1922 году начал заведовать издательским отделом издательства «Гомпечать».

В 1923—1924 годах был литературным редактором издательского отдела Гомельского губернского управления партийной и советской печати. Издал сборник стихов И.Г. Эренбурга (1919) и один номер литературного журнала «Вереск» в 1922 году с братом Давидом Выгодским.

В 1923 году Лев Симхович Выгодский изменил фамилию, поскольку его часто стали путать с братом Давидом.

В 1923 году руководил экспериментальной работой студентов Московского педологического института в кабинете-лаборатории при Гомельском педагогическом техникуме. Результаты этой работы были им доложены в трёх выступлениях на Всероссийском съезде по психоневрологии в 6 января 1924 года в Петрограде, став, таким образом, его первым выступлением на научных конференциях. Тогда же был зачислен в аспирантуру и на должность в Институт психологии

В 1924 году переехал в Москву, где прожил последнее десятилетие своей жизни. Сюда же вскоре перебралась вся семья — отец Л. С. Выготского в последние годы жизни служил управляющим Арбатским отделением Промышленного банка.

Летом 20—24 июня 1925 году поехал за границу в качестве ответственного работника Наркомпроса на дефектологическую конференцию. Проехал  Германию, Францию, где встречался с местными психологами. Конечной целью командировки была Международная конференция по просвещению глухонемых детей в Лондоне.

В 1925 году защитил диссертацию на тему «Психология искусства». 5 ноября 1925 г. Выготскому было по болезни без защиты присвоено звание старшего научного сотрудника, эквивалентное современной степени кандидата наук. Договор на издание диссертации «Психология искусства» был подписан 9 ноября 1925 г, но книга так и не была опубликована при жизни Выготского.

В конце своей жизни Выготский работал в ряде правительственных, образовательных, медицинских и исследовательских организаций в Москве, Ленинграде, Харькове и Ташкенте.

В 1925—1930 годах — член Русского психоаналитического общества.

21 ноября 1925 года по 22 мая 1926 года Выготский заболел туберкулёзом и был госпитализирован в больнице санаторного типа «Захарьино». В больнице пишет заметки, впоследствии опубликованные под названием «Исторический смысл психологического кризиса».

В 1927 году Выготский становится сотрудником Института психологии в Москве, готовит к печати и выпускает совместные публикации с такими сотрудниками, как Лурия, Геллерштейн, Бернштейн, Артемов, Добрынин.

В апреле 1929 года Выготский читает лекции в Ташкенте. В сентябре 1929 года на IX Международном психологическом конгрессе в Йельском университете профессор А.Л. Лурия представил два доклада, один из которых — в соавторстве с Выготским. Выготский в работе конгресса участия не принимал.

23-27 апреля 1930 году на VI Международной конференции по психотехнике в Барселоне зачитан доклад Л. С. Выготского «Об изучении высших психологических функций в психотехнических исследованиях».

9 октября 1930 года был сделан доклад о психологических системах, в котором Выготский заявил о начале новой исследовательской программы.

В 1931 году поступил на учёбу на медицинский факультет в Украинскую психоневрологическую академию в Харькове, где учился заочно вместе с А.Р Лурией.

В октябре 1931 года умер отец Выготского.

В декабре 1932 года был сделан доклад о сознании в Москве. Выготский  формальное разошёлся с группой Леонтьева в Харькове.

В феврале-мае 1933 года в Москву проездом из США через Японию специально для встречи с Выготским приехал Курт-Левин.

Выготский скончался 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Научный вклад.

Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций, в частности в книге «Смысл психологического кризиса» 1926 году. В книге он показал бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.

Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.

Несмотря на то, что обозначение «культурно-историческая теория» лишь однажды встречается в текстах самого Выготского, это название впоследствии прижилось и среди ряда научных деятелей, позиционировавших себя последователями Выготского. С начала 21 века во всем мире происходит исторический анализ упущенных возможностей в оригинальной теории Выготского, пересмотр традиционных оценок творческого наследия Выготского советского периода и разработка новых, — изначально задуманных автором, но впоследствии забытых или проигнорированных в советской психологии 20 века—путей его развития на современном этапе.

Это интеллектуальное движение в ряде недавних публикаций стало широко известно как «ревизионистская революция» в выготсковедении.

Культурно-историческая теория.

В незаконченной рукописи работы, опубликованной в 1960 году под названием «История развития высших психических функций», дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики. По Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.

Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять. Выготский пришёл к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак.

Отличие знаков от орудий, также опосредующих высшие психические функции, культурное поведение, состоит в том, что орудия направлены «вовне», на преобразование действительности, а знаки «вовнутрь», сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением.

Слово — средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение (формирования понятий), произвольного контроля собственных психических операций.

Наиболее убедительная модель опосредованной активности, характеризующая проявление и реализацию высших психических функций, — «ситуация буриданова осла». Эта классическая ситуация неопределенности, или проблемная ситуация (выбор между двумя равными возможностями), интересует Выготского прежде всего с точки зрения средств, которые позволяют преобразовать (решить) возникшую ситуацию. Бросая жребий, человек «искусственно вводит в ситуацию, изменяя её, не связанные ничем с ней новые вспомогательные стимулы».

Таким образом, брошенный жребий становится, по Выготскому, средством преобразования и разрешения ситуации.

Он отмечал, что операция с бросанием жребия обнаруживает новую и своеобразную структуру, так человек сам создает стимулы, определяющие его реакции, и употребляет эти стимулы в качестве средств для овладения процессами собственного поведения.

Разрабатывая метод исследования высших психических функций, Выготский руководствуется принципом «проявления великого в самом малом» и помимо бросания жребия анализирует такие явления как «завязывание узелка на память» и счет на пальцах.

В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению отношения мысли и слова в структуре сознания. Его работа «Мышление и речь», опубликованная в 1934 году посвященная исследованию этой проблемы, является основополагающей для отечественной психолингвистики. В данной работе Выготский указывает на различный генезис развития мышления и речи в филогенезе, и что отношения между ними не являются постоянной величиной. В филогенезе обнаруживается доречевая фаза интеллекта, а также доинтеллектуальная фаза развития самой речи. Но в процессе онтогенетического развития в какой-то момент мышление и речь пересекаются, после чего мышление становится речевым, а речь интеллектуальной.

Внутренняя речь, по Выготскому развивается путём накопления длительных функциональных и структурных изменений. Она ответвляется от внешней речи ребёнка вместе с дифференцированием социальной и эгоцентрической функции речи и наконец, речевые функции усваиваемые ребёнком становятся основными функциями его мышления.

Влияние Выготского.

Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, П.И. Зинченко, Л.В. Занков.

В 1970-е годы к теориям Выготского проявили интерес американские психологи. В последующее десятилетие все основные труды Выготского были переведены и легли, наряду с Пиаже, в основу современной образовательной психологии США.

С именем советского психолога в Северной Америке связывают возникновение социального конструктивизма.

Ревизионистское движение в выготсковедении.

Современное положение дел в критическом международном выготсковедении 21 века характеризуется как преодоление «культа Выготского» и «ревизионистская революция в выготсковедении».

Критика различных интерпретаций Выготского началась ещё в 1970-е годы как в Советском Союзе, так и за рубежом.

В 1980-е-1990-е годы, и особенно в начале 21 века число критических публикаций неуклонно возрастало и в настоящее время окончательно оформилось в ходе «ревизионистской революции» в выготсковедении.

Ревизии подвергаются как качество переводов Выготского и многочисленных участников «круга Выготского», так и аутентичность его текстов, опубликованных в Советском Союзе на русском языке. Вся эта критическая литература вносит большой вклад в переоценку также и исторической роли и теоретического наследия Выготского в контексте современной науки.

Ревизионистское движение включает в себя ученых из Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Израиля, Канады, Кореи, Нидерландов, России и Южной Африки, и стремительно растет.

Целая серия ревизионистских публикаций состоялась недавно в журналах Вопросы психологии, PsyAnima, Dubna Psychological Journal.

Полное собрание сочинений Выготского.

Существенным компонентом ревизионистского движения в выготсковедении является работа над добровольным, некоммерческим научно-издательским проектом «Полное собрание сочинений Выготского» («PsyAnima Complete Vygotsky» project), в ходе которой целый ряд текстов Выготского впервые становится свободно доступен широкому кругу читателей, причем в виде, очищенном от цензуры, редакторских вмешательств, искажений и фальсификаций в посмертных советских изданиях более позднего времени. Эта издательская и редакторская работа подкрепляется потоком критических исследований и научных публикаций по вопросам текстологии, истории, теории и методологии психологической теории Выготского и участников «круга Выготского»..

Л.С. Выготский считается основателем исследовательской традиции, которая стала известна начиная с критических работ 1930-х годов как «культурно-историческая теория»  в психологии

Л.С. Выготский является автором литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка. Его именем назван коллектив исследователей, известный как, так называемый, «круг Выготского-Лурии» или «круг Выготского».

 

По материалам Википедии.

This entry was posted in 1. Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.