Школы преступности?

Как учатся в зонах военных действий

Симоне Шлиндвайн (Simone Schlindwein), Бернхард Клазен (Bernhard Clasen), Вольф-Дитер Фогель (Wolf-Dieter Vogel), Катрин Гэнслер (Katrin Gänsler)

Афганистан: радикальная ненависть

В Афганистане, также как и в Нигерии, отмечено самое большое в мире количество нападений и угроз по отношению к персоналу учебных заведений и ученикам. Но в то же время там значительно сократилось число нападений на школы. Однако согласно отчету «Образование под ударом» с 2013 по 2017 год в стране все же произошло 180 таких нападений. Для сравнения: только в первом полугодии 2009 года было зафиксировано 123 нападения.

За этим скрываются две противоположно направленные тенденции. С одной стороны, движение Талибан (запрещено в РФ — прим. ред.), самая большая повстанческая группа в стране, активно действующая приблизительно на 70 % территории страны, с 2012 года в значительной степени отказалась от своей годами проводившейся политики враждебности по отношению к образованию. До этого времени талибы в контролируемых ими областях успели закрыть много школ, прежде всего для девочек. А в районах, находящихся под контролем правительства, они пытались их разрушать.

Но теперь талибы сделали ставку на контроль системы образования. В областях, находящихся под их властью, они посылают своих представителей в администрации школ и учительские коллективы, изменяют расписание занятий и увеличивают количество религиозных предметов. Правда, теперь они уже не относятся принципиально отрицательно к преподаванию современных предметов, таких как математика, естествознание и история. Введя денежные штрафы, они обеспечили меньшее количество пропусков занятий учителями и учениками.

Кроме того в некоторых областях страны они заключили соглашения с центральным правительством, чтобы оно и дальше продолжало финансирование школ. В основе этой политики лежит документ, разработанный тогдашним руководителем комиссии по образованию Талибана Хайбатуллой Ахундзадом и не запрещающий образование для девочек. Ахундзада стал теперь главным шефом Талибана. Но из контролируемых Талибаном областей приходят сообщения, что девочки там имеют право посещать школы лишь до шестого класса.

В последнее время прежнюю агрессивную линию Талибана по отношению к образованию взяло на вооружение местное ответвление Исламского государства (ИГИЛ) (организация, запрещенная в РФ — прим. ред.).

Правда, ИГИЛ контролирует только два процента территории Афганистана. Но в последнее время там участились случаи кровавых нападений. Только в прошлую среду боевики ИГИЛ атаковали филиал министерства образования в Джалалабаде, убили двенадцать сотрудников и ранили десять. В воскресенье в находящемся недалеко от Джалалабада районе Батикот они сожгли школу, в которой училось 800 детей. Школы в Афганистане часто подвергаются нападениям и умеренных талибов.

Томас Руттиг, Кабул

Уганда: свидетельство об окончании в обмен на секс

Весь масштаб сексуальной эксплуатации угандийских студенток был описан в опубликованном в июне тридцатистраничном докладе. В течение двух месяцев специальный следственный комитет провел в известном государственном университете Макерере опросы среди 234 лиц, 60 % из которых были женщинами. Большинство из них дали свидетельские показания о том, что доценты и профессора принуждали их к сексу.

Одним из поводов для возмущения стал трагикомичный случай, произошедший год назад. На похороны умершего университетского профессора Лоуренса Мукииби, основателя самой известной сети частных школ в стране, явилось ни много ни мало 100 его детей. Семья профессора сообщила, что только 24 из них являются законнорожденными. Остальных отпрысков произвели на свет его студентки. Случай произошел во время международных дебатов #MeToo. 76 внебрачных, возможно, против воли женщин зачатых детей Мукииби вызвали взрыв возмущения в социальных сетях.

Коррупция в сфере образования в Уганде процветает. Как говорится в отчете об Университете Макерере, «плата» за образование в высших учебных заведениях, например, за допуск к экзаменам, взимается и сексуальными услугами. При этом служащие вузов «систематически» используют давление, которое ощущают студенты. Обучение в высшем учебном заведении дорого обходится угандийским семьям. Редко кто может себе позволить повторить семестр. То, что профессора бессовестно пользуются этой ситуацией в отношении женщин, стало типичной проблемой.

В начале года одна студентка решилась обратиться в Верховный суд Уганды. Она предъявила снятое на мобильный телефон видео, на котором видно, как над ней надругался служащий университета. Прежде чем выдать ей свидетельство об окончании, он запер свой кабинет и принудил ее к сексу. Еще несколько студенток выложили подобные свидетельства в Фейсбуке и Твиттере, опубликовав фотографии и свои обвинения.

Хорошо известный в мире Университет Макерере, десятилетиями входивший в тройку лучших университетов Африки, оказался под огнем критики, иностранные меценаты заморозили свои платежи. Администрация Университета была вынуждена признать справедливость обвинений. Показания студенток еще должен проверить суд. Но руководительница Комитета уже сейчас говорит о «систематическом злоупотреблении властью» по отношению к женщинам в угандийских университетах.

Симоне Шлиндвайн, Кампала

Украина: занятия в бункере

«Когда-то у меня в классе было тридцать детей», — рассказывает учительница 6-го класса в городе Горловка в провозглашенной сепаратистами Донецкой народной республике на востоке Украины. В городе постоянно происходят бои с украинскими войсками. Половина из 200 тысяч жителей уже покинула Горловку. Они уехали в Киев или просто на пару километров дальше, чтобы покинуть зону боев. У учительницы, не пожелавшей назвать своего имени, теперь в классе 15 детей. Максимум.

«Если в первой половине дня опять ожидаются бои, то многие ученики остаются дома», — рассказывает она. При этом у школ лучшие бункеры во всем городе. Сотни раз она пряталась там со своим классом. В бункере всегда достаточно еды и питья. «Мы можем там даже вести занятия». По словам учительницы в Горловке для школьников делается больше, чем для остального населения. Материальных трудностей ученики не испытывают. Дети не получают только одного: психологической опеки и помощи в преодолении страхов.

Ученицы и ученики Горловки олицетворяют собой многочисленных детей по обе стороны фронта, которым приходится каждый день учиться в школах в зоне боевых действий. По данным Комитета помощи детям Организации Объединенных Наций от войны на востоке Украины пострадали более 700 школ. Почти 12 тысяч детей живут всего в трех километрах от линии фронта. Идя в школу, они постоянно слышат выстрелы, грохот канонады и взрывы.

Каждый день школьники группами пересекают демаркационную линию, чтобы попасть в ближайшую школу. Ежедневно дорога в школу сопряжена у них с угрозой для жизни. По данным украинского министерства иностранных дел на июнь этого года в результате вооруженного конфликта на Донбассе погибло более 240 детей.

Их было бы больше, рассказывает учительница из Горловки. «Когда вон те на другой стороне получают приказ обстрелять определенное место, то кто-то из них заранее предупреждает нас об этом и мы можем покинуть это место еще до обстрела», — объясняет она. Точно также якобы поступают и люди из «Донецкой республики». Это негласное сотрудничество помогло спасти много человеческих жизней. А еще чуткие уши учеников и учительниц, которые тут же узнают звуки приближающихся ракет.

Бернхард Клазен, Киев

Мексика: власть наркос

Первые угрозы появились в Фейсбуке. «Вы, чертовы учителя! — писали авторы. — Больше занятий в Чилапе и в окрестностях не будет! Ясно?» Текст дополняли фотографии с изображениями черных мешков для мусора, в которых находились куски расчлененных трупов. Убитые были найдены в то же утро в этом южно-мексиканском городе.

У учителей не было ни малейших сомнений в реальности угроз. И поэтому 663 школ в Чилапе, Атликстаке, Ситлале и других коммунах штата Герреро были закрыты. 62 300 школьниц и школьников вынуждены были прекратить занятия. Большинство — на два месяца, а некоторые и на более долгий срок. А тем временем вооруженные автоматами и гранатометами мужчины прошлись по школам, чтобы проверить, действительно ли они закрылись. Педагоги стали вести занятия через Вотсапп и Фейсбук.

Это было осенью прошлого года. Криминальные банды Los Ardillos и Los Rojos постоянно воюют друг с другом за контроль над этим регионом, где многие живут выращиванием снотворного мака, используемого в производстве опиума. Обе банды заправляют тут всем, органы безопасности бессильны. До сих пор не ясно, почему нападки бандитов направлены против учителей. Возможно, потому что педагогов как критически настроенных просветителей они считают врагами. Но и не исключено, чтобы лишний раз продемонстрировать свою власть и посеять страх.

За несколько месяцев до этого удар был нанесен по учителям в северо-мексиканском штате Синолоа. Он находится под властью одноименного картеля Синолоа. Там пришлось временно закрыть 148 школ, потому что педагоги по дороге на работу были остановлены вооруженными людьми и подверглись угрозам. Учителя отнеслись к угрозам со всей серьезностью. В мае 2017 года неизвестные убили в этом регионе трех учителей, шедших с работы домой. Герреро, Синалоа, Мичофкан, Халиско, Чихуахуа — во многих штатах Мексики криминальные банды терроризируют население.

Родители постоянно требуют от правительства, чтобы оно обеспечило их детям безопасное посещение школ. Но, как правило, безуспешно. «Никто не может гарантировать мне, что на школу не нападут прямо во время занятий», — говорит одна из матерей города Чилапа. — Солдаты уже давно здесь, но война банд не прекращается«.

Вольф-Дитер Фогель, Оахака

Нигерия: страх перед походом в школу

Прежде всего на северо-востоке Нигерии, где с 2009 года орудует террористическая группировка «Боко Харам» (Boko Haram) (запрещена в РФ — прим. ред.), посещение школы считается до сегодняшнего дня делом опасным. Основанная в 2002 году группировка целенаправленно нападает на школы. Внимание всего мира бандиты привлекли похищением 276 школьниц средней школы города Чибок 14 апреля 2014 года. До сих почти 100 девочек не освобождены или умерли, находясь в заложниках.

Случай в Чибоке не единственный. За год до этого боевики напали на интернат в соседнем штате Йобе и убили 46 человек, в основном, учеников. Предводитель «Боко Харам» Абубакар Шекау распространил вскоре после этого видео, в котором он по данным нигерийских газет заявил: учителя, распространяющие западное образование, будут убиты на глазах учеников. Словосочетание «Боко Харам» в вольном переводе означает: западное образования — это грех. Но нападения бандитов — это не только борьба со школами западного образца.

С помощью этих акций группировка привлекает к себе внимание мировой общественности. В последний раз это ей удалось в феврале текущего года. В городе Дапчи (штат Йобе) одной из фракций группировки было похищено 110 девочек в возрасте от 11 до 19 лет. То есть группировка, о которой президент Мухаммад Бухари любит говорить, что она «технически побеждена», вновь заявила о себе. Но в отличие от инцидента в Чибоке все заложницы были освобождены. Однако все равно многие школы в регионе остались закрытыми.

По информации Unicef в текущем учебном году открылось лишь 43 % школ в штате Борно, вотчине «Боко Харам». 1 400 школьных зданий разрушены. Нет учителей. Более чем 2 295 педагогов были убиты с 2009 года, 19 тысяч бежали в другие регионы страны. Помимо школ «Боко Харам» за прошедшие месяцы несколько раз попыталась напасть и на университет в столице провинции Майдугури.

В 2014 была создана инициатива «Безопасная школа», призванная защитить школьниц в штатах Йобе, Борно и Адамава. Но по экспертным оценкам необходимо сначала улучшить общую обстановку с безопасностью в стране, чтобы посещение школы детьми стало возможным. Одно в Нигерии уже никого не удивляет: вот уже который год это государство считается страной с самым большим количеством детей раннего школьного возраста, не посещающих школу. Их тут 10,5 миллионов.

Катрин Гэнслер, Абуджа

https://inosmi.ru/social/20180729/242836378.html

This entry was posted in 1. Новости, 3. Научные материалы для использования. Bookmark the permalink.

Comments are closed.