Научные события 2017 года

Телеканал «Наука» и Институт современных медиа (MOMRI) провели ежегодный опрос российских ученых и жителей крупных городов России о ключевых событиях уходящего года.

Каждый год в декабре мы просим российских ученых из различных научных сфер выделить главные для мировой науки научные события уходящего года, а также спрашиваем обычных людей – о каких событиях в науке они слышали, и что считают важным для человечества. В опросе 2017 года приняли участие 35 экспертов – ведущих российских ученых, представляющих самые разные направления: от ядерной физики и астрономии до когнитивных наук, а также 1600 жителей крупных и средних российских городов (население от 100 тыс. человек).

Какие же события 2017 года запомнились обычным россиянам?

Социологи из Института современных медиа (MOMRI) провели всероссийский опрос и задали схожий вопрос простым россиянам, проживающим в городах с населением свыше 100 тысяч человек. В телефонных интервью респондентов спросили, слышали ли они о самых важных, по оценке ученых, научных открытиях 2017 года и как те, кто слышал, оценивают их значимость. Значимость научных событий для человечества просили оценить по шкале от 1 – совсем не важно, до 5 – крайне важно.

Лишь одно из событий известно более, чем половине опрошенных – 71% россиян знают о запуске беспилотных автомобилей. Почти половина опрошенных слышали что-то о работах по редактированию генома, а также о том, что через Солнечную систему пролетел галактический астероид (48 и 47% соответственно). Еще 44% россиян слышали об исследованиях останков древних людей, расшифровке их ДНК. Чуть меньше тех, кто в курсе достижений в области искусственного интеллекта, развития нейронных сетей – 42%.

Самым важным по итоговым оценкам, согласно результатам опроса горожан, является продолжение экспериментов по редактированию ДНК – оценка 4.36 из 5. Напомним, что в прошлом году работы по редактированию генома заняли второе место в топе важнейших научных открытий с той же оценкой.

Второе место – квантовые компьютеры, оценка – 4.19. На третьем – запуск в Германии самого мощного в мире рентгеновского лазера на свободных электронах XFEL (проект, в котором российские ученые принимают активное участие) с оценкой 4.17 баллов из 5 возможных. Сразу отметим, что это событие известно лишь каждому пятому опрошенному, но получило высокие оценки значимости.

Развитие искусственного интеллекта, нейронных сетей – 4 место, оценка – 4.15 балла.

На 5-м месте по значимости для человечества – научные труды по изучению останков древнейших людей и неандертальцев, расшифровке их ДНК, оценка 3.78.

Очень близкие оценки получило главное открытие 2017 года по мнению экспертов-ученых – фиксация гравитационных волн от слияния нейтронных звезд – россияне оценили его значимость для человечества на 3.74 балла из 5.

Оценка значимости ключевых научных событий 2017 года россиянами:

1. Реализованы эксперименты по редактированию генома, в ДНК научились удалять или редактировать ген
  2. Представлены первые квантовые компьютеры
  3. В Европе запустили самый мощный в мире источник рентгеновского излучения для научных исследований
  4. Бурное развитие искусственного интеллекта и нейронных сетей
  5. Изучены останки древнейших людей и неандертальцев, и расшифрован их ДНК
  6. Ученые зафиксировали гравитационные волны от слияния нейтронных звезд
  7. Телескопы впервые зафиксировали пролетевший через Солнечную систему галактический астероид
  8. Запущены беспилотные автомобили

Как и в прошлом году, довольно сильно разошлись оценки мужчин и женщин. Для мужчин самым важным стали достижения в сфере высоких технологий – развитие квантовых компьютеров и искусственного интеллекта. Женщины же не придают этим достижениям столь высокой значимости.

Как и в прошлом году, самыми информированными о научных достижениях являются мужчины старших возрастов – среди них максимально число тех, кто слышал о данных событиях. Мужчины больше интересуются достижениями в сфере высоких технологий, и практически одинаковые ответы мужчин и женщин были получены о событиях в биологии, медицине, антропологии.

Какие события в науке в 2017 считают самыми важными ученые?

Интервью с учеными показали, что в 2017 году не было глобальных открытий, достижений, научных работ, в оценке значимости которых для мировой науки единодушно сошлись бы ученые разных направлений. Большинство ученых называли значимыми «узкие» события, произошедшие именно в своей научной области.

ТОП научных событий 2017 года по оценкам российских ученых – экспертный опрос телеканала «Наука»:

• Фиксация гравитационных волн от столкновения нейтронных звезд
  • Изучение ДНК древних людей и неандертальцев
  • Создание квантовых компьютеров

Треть опрошенных ученых сошлись в значимости очередного открытия, связанного с гравитационными волнами – 17 августа 2017 года детекторы LIGO и Virgo впервые в истории науки зарегистрировали гравитационные волны, возникшие от слияния двух нейтронных звезд. В этой работе принимали участие ученые всего мира: зафиксировавшие событие лаборатории сразу же сообщили о нем, и в итоге за процессом наблюдали около семидесяти научных групп в разных странах. По мнению ученых, важность фиксации гравитационных волн трудно переоценить – это совершенно новая информация, которая, возможно, даст ответы о том, как устроена Вселенная.

Высокую значимость ученые придают работам, связанным с редактированием генома. Весь 2017 год был полон новостями об операциях по редактированию генома, в том числе человека, – как с обнадеживающими результатами, так и с тревожными. Одно можно сказать точно – ученые научились производить вмешательство в ДНК живых существ, и когда эти достижения можно будет широко использовать в медицине – лишь вопрос времени.

Существенным для науки и вообще для человечества шагом ведущие российские ученые считают также работу над квантовыми компьютерами – машинами, возможности которых будут революционно отличаться от нынешней техники. С 2018 годом связываются ожидания, что компании, включившиеся в «квантовую гонку», представят свои разработки. В области квантовых технологий отмечали также важность развития квантовых сетей, квантовой криптографии.

Важным для человечества ученые, участвовавшие в исследовании, считают развитие искусственного интеллекта. Развитие сложных систем машинного интеллекта, компьютерная лингвистика , дающая совершенно новые возможности машинного перевода, распознавание текста, возможность выполнения сложных «умных» операций мобильными телефонами – по мнению ученых, эти технологии будут значительно менять нашу жизнь. В частности, запуск беспилотных автомобилей – это переход к новой эре взаимодействия человека и техники.

Напомним, что в аналогичном опросе в декабре 2016, ученые назвали главным событием года открытие гравитационных волн от слияния черных дыр. Именно за это открытие 3 октября 2017 года получили Нобелевскую премию по физике ученые Райнер Вайсс, Барри Бариш и Кип Торн, зафиксировавшие гравитационные волны в обсерватории LIGO. В оценке этого события как важнейшего в 2016 году сошлись более половины всех экспертов, представляющих разные отрасли науки.

Второе место в 2016 году занял новый способ редактирования генома человека. Третье место – обнаружение астрономами потенциально обитаемой планеты, которая вращается вокруг Проксимы Центавра, ближайшей к Земле звезды.

Телеверсия главных научных событий 2017 года в эфире телеканала «Наука» 30 декабря в 12.50 и 20.15.

Экспертный опрос проведен телеканалом «Наука» в период 5–21 декабря 2017 года; были проведены интервью с 35 учеными, представляющими различные научные отрасли. Всероссийский опрос проведен Институтом современных медиа (MOMRI) в период 20–26 декабря 2016 года. Общее количество опрошенных — 1600 человек в возрасте 18+, проживающих в городах с населением 100 тысяч человек и более. Метод опроса — телефонное интервью по случайной выборке. Статистическая погрешность не превышает 2,5%.

This entry was posted in 1. Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.