Тайны человеческого мозга

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА МЫШЛЕНИЕ

ИЛЬЯ КОЛМАНОВСКИЙ

Биолог, кандидат наук, научный журналист, популяризатор науки, постоянный автор лектория «Прямая Речь», автор подкаста и телеграм-канала «Голый землекоп».

ПРО МОЗГ МЫ ЗНАЕМ,
ЧТО ПОЧТИ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ

Во времена первых космических проектов людей во всем мире объединил интерес к физике. Все хотели понять, как летают спутники и близка ли эра космических путешествий.

Сейчас фокус смещается, и мы следим за успехами наук, изучающих природу человека, с не меньшим воодушевлением, чем за проектами Илона Маска.

С 2000-х технологии развиваются невероятными темпами, и в особенной моде мозг и нейронауки.

Благодаря компьютерной и магнитно-резонансной томографии, а также другим методам визуализации мы буквально можем посмотреть, как работает мозг при выполнении разных задач. И нас восхищает увиденное. Как после выхода сериала «Ход королевы» заметно вырос интерес к шахматам и по всему миру продали огромное количество шахматных досок, так содержимое черепной коробки завораживает нас с тех самых пор, как мы увидели его у живого человека. Мы стали фанатами собственного мозга.

Нам нравится осознавать свое поведение как результат определенной мозговой активности, потому что это ощущается как точное, надежное, близкое к естественно-научному объяснение. В постоянных попытках разобраться в себе, понять, что определяет наши поступки и переживания, мы сделали ставку на мозг и стали подвержены когнитивным искажениям. Например, если в определении или объяснении какого-то явления упоминаются мозговые структуры, нейроны, а еще лучше — нейронные сети, оно кажется нам более заслуживающим доверия. Мы покиваем головой как на нечто очевидное, если определить эмпатию как способность сопереживать другому человеку. Но нам покажется, что мы лучше стали понимать суть эмпатии, если описать ее через работу мозга и как результат совместной работы медиальной префронтальной коры и системы зеркальных нейронов.

Поэтому многочисленные сайты в интернете ловко используют научные термины и генерят наукообразные описания любого продукта, упоминая нейроны и структуры мозга. Так нас пытаются убедить в ценности и полезности продукта на основе якобы научных данных. И многие попадают в эту ловушку за счет когнитивного искажения.

Ученые, в отличие от продающих сайтов, наоборот, осторожны в своих формулировках и стараются избегать ложных обобщений.

Потому что все не так просто, и человек по-прежнему далек от полного понимания того, как устроен и работает его мозг. Но объем накопленных к сегодняшнему моменту знаний позволяет уверенно развенчивать некоторые популярные высказывания, чтобы люди, далекие от науки, больше не попадались на удочку хитрых уловок.

Пожалуй, самое растиражированное утверждение о мозге гласит, что мы используем его всего на 10%. Это очень заманчиво выглядит для нашей самооценки: ведь что бы с нами ни происходило, какие успехи или неудачи мы бы ни переживали, это утверждение оставляет нам богатейший простор для воображения. И если мы смогли чего-то добиться, используя лишь малую часть мозга, то как мы можем разгуляться, используя его целиком! Совсем до абсурда эту идею довел Люк Бессон в фантастическом фильме «Люси». На экране нам показывают нарастающий процент используемой части мозга главной героини. Чем выше число, тем она становится умнее и изобретательнее. А когда оно достигает 100%, то героиня просто исчезает как физический объект. Вероятно, Бессону стоило бы обратиться за научной консультацией. В таком случае в его распоряжение попали бы выводы, сделанные на основе данных о визуализации мозга и научных статей, и он смог бы понять, что все-таки история про 10% — это миф чистой воды.

При выполнении любой, даже самой простой задачи активируются и синхронизируются разные структуры мозга. И его работа на полную катушку — основа всех наших достижений.

Причем мы любопытно развиваемся: когда ребенок появляется на свет, в его мозге 150–200 миллиардов нейронов, что примерно в два раза больше, чем у взрослого. На протяжении взросления и созревания человека нейроны образуют между собой связи, формируя разветвленные нейронные сети. При этом в период роста мозг довольно жестко соблюдает принцип «кто не работает, тот не ест»: те нейроны, которые недостаточно активны, просто отмирают. Поэтому во взрослую жизнь мы входим примерно с половиной «бойцов», выживших в этой «Игре Престолов».

Однако у нейроученых есть хорошие новости: нервные клетки не только отмирают, но и действительно, вопреки распространенному заблуждению, восстанавливаются! В глубине нашего мозга, под свернутой в складки корой больших полушарий находится похожий по форме на морского конька гиппокамп. Именно в гиппокампе, в районе его зубчатой извилины есть нейрогенная ниша — место, где образуются новые нейроны. Правда, здесь работают те же самые принципы: «молодые» нейроны должны быстро образовать связи с другими клетками и включиться в работу мозга, иначе они отмирают.

И если вам нужен дополнительный весомый аргумент, чтобы начать заниматься спортом — вот он: доказано, что любая регулярная физическая активность усиливает производство новых нейронов. С появлением новых нейронов появляется возможность лучше запоминать новую информацию, которую мы узнаем в процессе обучения, запоминания и формирования привычек. Такая информация закрепляется за счет образования новых синапсов.

Синапс — это точка контакта между нейронами, а связи между ними называют синаптическими.

Новые синаптические связи могут формировать как только что образовавшиеся, так и старые нейроны. Эта способность нейронов называется нейропластичностью.

Она позволяет нам гибко реагировать на изменения в окружающем мире, а также помогает реабилитироваться, если мозг был поврежден.

Обратная сторона нейропластичности — синаптический прунинг, то есть обрезка» ненужных связей. Как садовник подстригает все лишнее, чтобы сад смотрелся ухоженно, так и наш мозг обрывает или ослабляет те связи, которые давно не использовались. Именно поэтому мы забываем и не можем извлечь ту информацию, которую точно учили, но давно не использовали.

https://newlookproject.ru/?expert=4&static=expert&utm_source=kolman&utm_medium=email&utm_campaign=sberpremier

Синаптический прунинг помогает большой нейросети нашего мозга работать максимально эффективно. Но именно из-за прунинга нам нужно постоянно и по максимуму использовать свои знания, то есть «бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте», как верно подметила Черная королева из «Алисы в Зазеркалье».

Ровно в этом же заключается смысл гипотезы когнитивного резерва: чем больше синаптических связей мы накапливаем в течение жизни, тем больше наш когнитивный резерв. Мы опираемся на сформированные связи, которые помогают нам сохранить ясность ума в преклонном возрасте и увеличивают наши шансы на реабилитацию при различных повреждениях мозга. Если у человека диагностируют болезнь Альцгеймера, накопленный когнитивный резерв значительно удлиняет промежуток времени от появления первых симптомов до заметного снижения памяти.

Поэтому хорошо, что в современном обществе популярна концепция непрерывного обучения.

Неважно, что вы изучаете: любая новая информация заставляет ваш мозг «размяться», образовать новые связи и нарастить когнитивный резерв.

Чтение, путешествия, настольные игры, общение с другими людьми — годится все, для чего требуется пустить в ход ваши «маленькие серые клеточки».

Но не стоит возлагать излишние надежды на те онлайн-игры, которые рекламируют как улучшающие работу мозга. Пока научно не доказано, что приобретенные в процессе такой игры навыки вы сможете перенести на все сферы деятельности. Например, если какое-то онлайн-приложение натренирует вас запоминать ряды цифр, вы станете хороши именно в этом, но не улучшите свою способность запоминать другую информацию.

Мы серьезно продвинулись в изучении мозга и в общих чертах примерно понимаем, как он устроен и работает. Возможно, когда-нибудь мы разберемся в нем настолько подробно, что сможем построить его компьютерную модель. А может быть, и нет. В этом прелесть и особенность нейронаук: объект изучения совпадает с субъектом. Таким образом, мы задаем сами себе страшно интересные вопросы про самих себя, но не знаем, какие найдем ответы.

Эти ответы могут совпасть с нашими ожиданиями, а могут быть и прямо противоположными. В любом случае еще лет 30 необходимо помнить, что мы продолжаем изучать мозг человека и скептически смотреть на тех, кто утверждает, что он точно знает, как у нас все работает.

https://newlookproject.ru/?expert=4&static=expert&utm_source=kolman&utm_medium=email&utm_campaign=sberpremier

This entry was posted in 1. Новости, 3. Научные материалы для использования. Bookmark the permalink.

Comments are closed.