16 июня 1945 года — скончался Николай Эрастович Берзарин

16 июня 1945 года в автокатастрофе в Берлине в районе Friedrichsfelde на перекрёстке Шлоссштрассе и Вильгельмштрассе (ныне Ам-Тирпарк и Альфред-Ковальке-Штрассе) погиб первый комендант Берлина генерал Николай Эрастович Берзарин. Во время войны командовал 27, 34, 39 и 5-й ударной армиями. За 54 дня пока он был комендантом Берлина Берзарин создал городскую полицию, организовал заказы для снабжения населения продуктами питания и товарами. Организовал первый послевоенный магистрат, непосредственно занимался культурной жизнью в городе. Наиболее известное его нововведение – раздача бесплатного молока в школах. Это практика оказалась настолько популярной, что потом была введена едва ли не по всей Европе, включая Великобританию (отменила раздачу молока Маргарет Тетчер).

Николай Эрастович Берзарин

По поводу самой автокатастрофы существует несколько взаимоисключающих версий. Согласно официальной точке зрения генерал Берзарин передвигался из-за сильных разрушений и завалов в городе на двухколесном американском мотоцикле «Harley». В день гибели он пересел на немецкий мотоцикл с коляской Zündapp KS 750. Причем солдата, который должен был управлять мотоциклом, он пересадил в коляску и сел за руль сам. На перекрёстке Берзарин решил проскочить между двумя грузовиками, но не справился с управлением и врезался в Studebaker US6 со стройматериалами. Генерал и солдат в коляске погибли на месте. Эта версия гибели Берзарина была доложена Сталину. При этом немецкий историк Петер Ян утверждает, что при вскрытии в крови у Берзарина были обнаружены следы алкоголя. В состоянии опьянения находился и водитель грузовика, который, впрочем, в любом случае не был виноват в аварии. Кстати, тогда не существовало официального запрета на управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Вопрос заключался только в степени опьянения и в том, в состоянии ли водитель управлять автомобилем. Каждый раз это решал начальник колонны.

Петер Ян говорит о другой версии, согласно которой генерал Берзарин просто не справился с управлением мотоцикла и на полном врезался передним колесом в высокий каменный бордюр, после чего мотоциклист перевернулся и находящиеся в нем Берзарин и солдат погибли в результате полученных множественных травм.

Фритца Ковиршке, шофер крупного берлинского полуподпольного предпринимателя Ф. Ашингера, с которым Берзарин организовывал поставки продовольствия в город, говорит, что генерал Берзарин разбился вовсе не на мотоцикле, а на спортивном автомобиле «Horch» с номерными знаками IA-7001. Впрочем, Ковиршке эту информацию слышал, якобы, от своего хозяина Ашингера.

Иван Серов, который в то время был заместителем Главноначальствующего СВАГ, в книге «Записки из чемодана» (М.: Абрис, 2017), пишет, что «Берзарин на большой скорости врезался головой в впереди идущий «Студебеккер» и умер».

В западной исторической литературе говорится, что к гибели генерала Берзарина причастны бойцы «Вервольфа», которые в то время ещё оставались в Берлине.

Памятный камень на месте гибели Н. Э. Берзарина в Берлине.

Первый комендант Берлина генерал Николай Эрастович Берзарин за время своего короткого управления поверженной столицы нацистской Германии оставил самые тёплые воспоминания прежде всего у немцев. Он пресекал любые попытки мщения со стороны солдат Красной Армии, пресек мародерство, организовал борьбу с преступностью и наладил продовольственное снабжение разрушенного города.

Н. Э. Берзарин — Почётный гражданин города Берлина. Это звание было присвоено ему посмертно правительством ГДР в 1975 году. После объединения Германии в 1992 году Берзарин был исключён из списков почётных граждан вместе с рядом других советских военачальников. После жарких дебатов, 11 февраля 2003 года Сенат Берлина, с подачи правящего бургомистра Клауса Воверайта , вернул Берзарину звание почётного гражданина Берлина на основании дополнительного изучения материалов.

По материалам интернет-ресурсов

Президент Союза криминалистов и криминологов

Игорь Михайлович Мацкевич  

This entry was posted in 1. Новости and tagged , , , , , . Bookmark the permalink.

Comments are closed.