Миграция и радикализация

Дмитрий Полетаев
К.э.н., ведущий научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, эксперт РСМД

Отзыв на доклад Международной организации по миграции «Уязвимость мигрантов и потребности интеграции в Центральной Азии».

Доклад «Уязвимость мигрантов и потребности интеграции в Центральной Азии. Основные причины и социально-экономические последствия возвратной миграции. Региональная полевая оценка в Центральной Азии 2016» [1] был выполнен под общим руководством и координацией Миссии Международной организации по миграции (МОМ) в Казахстане и Субрегионального координационного офиса МОМ по Центральной Азии по результатам исследовательского проекта, проведённого в Казахстане, Киргизии и Таджикистане коллективом исследователей, возглавляемом экспертом МОМ Петром Казмеркевичем. Доклад является логическим продолжением доклада Международного фонда развития МОМ «Картирование неурегулированной миграции в Центральной Азии 2014».

Исследование проводилось в 13 населенных пунктах Казахстана, Киргизии и Таджикистана в местах происхождения и транзита мигрантов, где были проведены 113 глубинных интервью и 20 фокус групп и групповых интервью, в которых принял участие 101 респондент. Из 214 охваченных исследованием респондентов — 62 женщины и 135 респондентов получили запрет на повторный въезд в РФ в 2012–2015 гг.

Исследование показало, что из-за введения запретов на повторный въезд в Россию на период до пяти лет для более чем 1,5 миллионов иностранцев, совершивших административные нарушения, большинство из которых — трудящиеся-мигранты из Центральной Азии, многие из них не могут вернуться на заработки в Россию. В то же время в 2015 г. почти 950 000 граждан Центральной Азии (из Узбекистана — 798 тыс. чел., Киргизии — 114 тыс. чел. и Таджикистана 33 тыс. чел) временно проживали в Казахстане, что почти вдвое превысило показатель в 500 тыс. чел с временной регистрацией в 2011 г. В условиях ухудшения экономической ситуации в Казахстане, там планируется внести поправки в миграционное законодательство, ограничивающие возможности трудоустройства для низкоквалифицированных трудящихся- мигрантов. Из-за таких изменений в двух странах приёма трудовых мигрантов в Евразийской миграционной системе, многим трудящимся-мигрантам из Центральной Азии, станет еще сложнее найти работу в них на законных основаниях.

Уязвимость мигрантов и потребности
интеграции в Центральной Азии.
Доклад МОМ

Мигранты из стран Центральной Азии,
имеющие регистрацию в Российской
Федерации, 2014–2016 гг. (тысяч человек)

Мигранты, вынужденные возвращаться в страны Центральной Азии сталкиваются с нехваткой рабочих мест и низкой оплатой труда у себя на родине. При этом, например, только 36 тыс. мигрантов из Таджикистана с запретом на повторный въезд в Россию в 2015 г.. из 330 тыс. попавших под такой запрет (на конец 2015 г.), встали на учет в государственных органах Таджикистана, а большинство таджикских мигрантов с запретами, по-видимому, остались в России в неурегулированном статусе, пережидая срок своего запрета.

Доклад подробно освещает факторы риска, увеличивающие потенциал для радикализации различных групп населения в Центральной Азии, но, подчеркивается не отождествляет трудящихся-мигрантов из Центральной Азии (в частности, получивших запрет на повторный въезд в РФ), как группу с большей подверженностью к радикализации или потенциалом для вовлечения в насильственный экстремизм. При этом доклад описывает долгосрочные основания для радикализации, которые были отмечены представителями правительств и экспертами трёх стран, в которых проводилось исследование. Отдельно необходимо отметить, что для оценки взаимосвязи между факторами уязвимости и потенциалом радикализации использовалась «теория изменений».

Помимо практически интересных выводов Доклада, важных для Казахстана, Киргизии и Таджикистана, важные выводы по итогам этого проекта можно сделать и для России.

Экономики стран Центральной Азии испытывают значительное экономическое давление со стороны возвращающихся трудовых мигрантов, попавших в России в «чёрные списки» с запретом на въезд на 3, 5, и 10 лет, что не только обостряет социально-экономическую ситуацию внутри самих этих стран, но и усиливает риски для этих трудовых мигрантов, становящихся объектом вербовки со стороны радикальных и экстремистских групп. Страны Центральной Азии со своей стороны прилагают усилия к тому, чтобы не допустить такую радикализацию и преодолеть социальные, экономические и правовые факторы уязвимости, но ресурсы их ограничены. Для России, при неблагоприятном исходе событий, это может обернуться нестабильностью политической ситуации в странах-соседях, что усиливает риски дестабилизации и для самой России, особенно в её приграничных и миграционно подвижных регионах.

Структуры в сфере управления миграционными процессами в Кыргызстане и Таджикистане постоянно реформируются, а в Узбекистане управлению миграционными процессами лишь с недавних пор начали уделять серьёзное внимание. В России также уже более года идёт реформа сферы управления миграцией, после расформирования ФМС России. В таких условиях сложно говорить о последовательном укреплении связей между миграционными ведомствами в рамках ЕАЭС и СНГ, когда не формируется «институциональная память» и не накапливается опыт. Для России это осложняет как формирование последовательной миграционной политики, так и взаимодействие в сфере миграции со странами-соседями.

Уязвимость мигрантов и потребности
интеграции в Центральной Азии.
Доклад МОМ

Окончание сроков запрета на повторный
въезд в Россию в 2014–2018 гг. (количество
таджикских мигрантов)

В этой ситуации важным становится взгляд на миграцию изнутри, со стороны тех, кто является участниками миграционных процессов: как влияют на них миграционные барьеры, на что тратятся их денежные переводы и как это влияет на экономику, и как они и их домохозяйства видят своё дальнейшее будущее и будущее своих родных стран.

Исключённость мигрантов из российского общества, их изоляция и самоизоляция, ведущие к появлению «параллельных» мигрантских сообществ, не только усиливает разобщенность групп населения, проживающих и работающих в РФ, но и снижает сопротивляемость мигрантов к экстремистским посылам, усиливает риски их вербовки представителями радикальных и экстремистских групп уже внутри самой РФ. Отсутствие адаптационных программ в РФ для мигрантов увеличивает разобщённость между трудовыми мигрантами, часть из которых со временем становится российским гражданами, и российским обществом, оставляет мигрантов наедине с рисками и вызовами, с которыми они сталкиваются в период длительного пребывания в РФ.

При сокращении населения в трудоспособном возрасте и неблагоприятных демографических перспективах, даже без значительного экономического роста, Россия уже испытывает дефицит рабочей силы. Производительность труда растёт недостаточными темпами, модернизация производства идёт медленно, снижение смертности и повышение рождаемости имеют свои ограничения, так что по совокупности факторов, только механический прирост населения — т.е. миграция, в настоящих условиях остаётся самым доступным фактором роста для экономики России. Страны Центральной Азии трудоизбыточны и не могут обеспечить своё население рабочими местами с заработной платой, которая позволит выживать всем домохозяйствам. Переориентация трудовых мигрантов из Центральной Азии на выезд на заработки в другие страны, помимо России, будет не в интересах России, поэтому искусственные барьеры на пути трудовой миграции из Центральной Азии в Россию на данном этапе нерациональны. В то же время, Россия нуждается в максимально возможном выводе трудовой миграции из «теневого» сектора и предотвращении нелегального въезда мигрантов-«запретников», что возможно с помощью упрощения процедур получения разрешительных документов, отстранения от этих процедур теневых посредников и искоренения коррупционных схем (как это уже осуществляется в Москве), снижением цены доступа к легальной занятости, т.е. снижением как платыза получение патента, так и авансовых ежемесячных платежей. В условиях экономического кризиса это может стать действенным инструментом легализации трудовой миграции и усиления контроля за миграционными процессами.

Особую тревогу вызывает отсутствие долгосрочных проектов в отношении наиболее уязвимых групп мигрантов: детей мигрантов в РФ, женщин–трудовых мигрантов и некоторых специфических категорий, таких, например, как мигранты, отбывающие наказание в российских тюрьмах, становящиеся предметом особого внимания представителей радикальных и экстремистских групп.

По-видимому, в России назрели изменения и в системе регистрации по месту жительства, которая перестала выполнять функции контроля и широко используется в коррупционных схемах недобросовестными дельцами. Возможно, более эффективным является контроль с помощью системы ИНН за выплатой трудовыми мигрантами налогов в РФ.

Далеко не все «запретники» возвращаются в страны Центральной Азии, значительная их часть остаётся в неурегулированном статусе в России, что снижает управляемость миграционными процессами. Эффективными могут стать информационные кампании, направленные на преодоление правового нигилизма трудовых мигрантов, сотрудничество в сфере предотъездной подготовки и в информировании трудовых мигрантов, уже находящихся в РФ, в том числе с привлечением официальных сервисов (например, ММЦ в дер. Сахарово и т.п.), российских НПО и финансовой поддержки общественных инициатив в этой сфере на конкурсной основе, в том числе поддержка специальных СМИ [2] .

В заключение можно отметить, что вопросы социально-экономических последствий возвратной миграции стали предметом обсуждения на самом высоком уровне во время серии визитов в страны Центральной Азии Президента РФ В. Путина в конце февраля 2017 г. [3] Так, в частности, одним из итогов встречи В. Путина с президентом Республики Таджикистан Э. Рахмоном, стала предварительная договорённость о пересмотре «запретных списков», что актуально для нескольких сотен тысяч таджикистанцев, включённых в них. Эта проблема обсуждалась наравне с проблемой противодействия терроризму и экстремизму и другими приоритетными темами, актуальными для взаимоотношений обоих государств.

1. См. Краткий обзор доклада
2. См, например, В Петербурге начала выходить бесплатная газета для женщин-мигранток из Азии. Радио Азаттык. Февраль 23, 2017

3. См., например, А.Дубнов Пограничное беспокойство. Что показал тур Путина по Центральной Азии. 1.03.2017 Carnegie.ru

This entry was posted in 1. Новости, 2. Актуальные материалы, 3. Научные материалы для использования. Bookmark the permalink.

Comments are closed.