Международное взяточничество

Михаил Кузьменков
Участник Клуба Россия-ОЭСР

Представление сообщений СМИ является важным источником выявления случаев взяточничества за рубежом для правоохранительных органов, расследующих утверждения, содержащиеся в прессе, либо для компаний, принимающих решение о проведении внутренних расследований коррупционных преступлений. На сегодняшний день 2% расследований международных схем взяточничества, приведших к санкциям, были инициированы по сообщениям СМИ о предполагаемой коррупции. В этом вопросе свобода прессы является основополагающим правом человека, и в ряде международных договоров признается важность защиты демократических принципов. Конвенция ООН против коррупции признает роль СМИ в борьбе с коррупцией.

Согласно Публикации ОЭСР Обнаружение иностранного взяточничества 2017 г. в рамках 2-ой фазы мониторинга исполнения Россией обязательств по Конвенции ОЭСР, бизнес-ассоциации, их территориальные филиалы и региональные организации РФ осуществляют деятельность по привлечению федеральных и региональных СМИ к организации серии публикаций, направленных на продвижение принципов нетерпимого отношения к коррупции в деловой среде. Принимаются меры по повышению информированности предпринимателей через ведомственные СМИ. Так, в период с января 2013 г. по июнь 2014 г. в СМИ через ТПП РФ появилось более 200 соответствующих публикаций.

В России с февраля 2016 года закон «О СМИ» (статья 19.1) ограничивает участие иностранных юридических и физических лиц (в том числе россиян с двойным гражданством) в капитале российских СМИ: теперь они могут прямо или косвенно владеть и контролировать до 20 % акций или долей. Представительства зарубежных средств массовой информации в РФ создаются с разрешения Министерства иностранных дел РФ.

В расследовании коррупционных дел в контексте уголовного судопроизводства или следственной журналистики правоохранительные органы и СМИ имеют общую миссию: привлекать к ответственности за злоупотребления властью в целях личной выгоды. Правоохранительные органы должны систематически оценивать достоверные обвинения о фактах взяточничества в отношении иностранного должностного лица, о которых сообщается в СМИ.

По мнению ОЭСР, обнаружение подкупа должностных лиц иностранных государств возможно при проведении налоговых проверок.

Налоговые органы стран должны включать взяточничество в свою оценку рисков и налоговые проверки. Например, Греции было рекомендовано включать взяточничество в оценки рисков и проверки со стороны налоговых органов, а также проводить проверки с целью выявления взяток при рассмотрении налоговых деклараций.

В Германии проверки, проводимые налоговыми органами, являются наиболее распространенным инструментом для расследования преступлений, связанных со взяточничеством. Причины проведения проверок могут отличаться — проводятся регулярные и специальные проверки или налоговые расследования в отношении подоходного налога, НДС или других налогов. Налоговые органы обычно проводят аудит или расследование на месте, в офисе компании, и могут осуществлять поиск по бухгалтерским книгам, записям и другим соответствующим источникам. Как показывает практика, взятки в большинстве случаев скрываются под видом расходов компании. В Германии для выявления подозрительных финансовых операций, которые, возможно, будут связаны с коррупцией, используются различные «красные флажки», которые являются индикаторами того, что некоторые расходы на самом деле – взятки. В большинстве случаев налоговые проверки выявляют наличие одновременно сразу нескольких индикаторов взяточничества, замаскированного под расходы компании.

Подозрительные расходы часто встречаются в следующих статьях расходов:

консультационные сборы;
комиссионные;
маркетинг;
спонсирование.
Для маскировки выплат взятки используются следующие схемы:

фиктивные счета-фактуры на оказание консультационных услуг несуществующих компаний;
использование подставных лиц, оказывающих фиктивные услуги;
завышение входящих и исходящих счетов-фактур.
Немецкие налоговые органы имеют уникальную возможность раскрыть вышеупомянутые «красные флажки» в отчетах компаний из-за их обширных следственных полномочий. Однако существует несколько проблем. Во-первых, подозрительные расходы должны быть определены в книгах учёта взяткодателя. Во-вторых, необходимо установить связь между взяткодателем и взяткополучателем. Здесь обширные полномочия особенно полезны, поскольку налоговые органы в состоянии получить подробную информацию о получателе подозрительных платежей. Налоговые органы могут проверить счета, бухгалтерские книги, записи и другие документы.

Подразделения финансовой разведки (ПФР) также являются важным элементом борьбы с международной коррупцией.

Основная функция ПФР — это получение, анализ и распространении среди компетентных органов информации о коррупции. Рекомендации ФАТФ требуют от стран осуществления внутренних мер по борьбе с отмыванием денег, которые являются ценным инструментом для отслеживания активов, проведения финансовых расследований и содействия конфискации доходов от коррупционных преступлений. Например, во Франции орган ПОД/ФТ раскрыл международное взяточничество путём обнаружения внезапных изменений финансовых потоков на личном банковском счете клиента без экономического обоснования: несколько переводов в размере 100 000 евро без объяснения причин.

Международное сотрудничество имеет решающее значение для эффективного выявления иностранного взяточничества.

Сюда входят ПФР, правоохранительные органы, надзорные органы. Канадские сотрудники правоохранительных органов были осведомлены о возможности перевода в Канаду активов, приобретенных якобы коррумпированными иностранными государственными должностными лицами. Страна, в которой проживают должностные лица, просила Канаду идентифицировать и ограничить любое имущество, которое иностранными должностными лицами или членами их семей или ассоциированными лицами были переведены в Канаду. Это привело к необходимости проведения углубленного внутреннего расследования. В результате координации между внутренними партнерами в ответ на просьбу иностранного государства были выявлены доказательства (многочисленные банковские счета и финансовые активы на различных иностранных банковских и оффшорных счетах), в которых указывалось, что активы, включая имущество в Канаде, приобретаются коррумпированными иностранными должностными лицами и переводятся за границу в другие юрисдикции или регистрируются за рубежом на имена других лиц.

Другим способом выявления случаев коррупции является гражданское судопроизводство.

Потенциальный случай взяточничества иностранных государственных должностных лиц может быть предметом различных гражданских разбирательств, таких как иски инвесторов или акционеров, иски конкурентов, иски о нарушении договора, гражданские иски административных органов. Возможность выявления случаев иностранного подкупа в ходе гражданского судопроизводства требует как знаний о преступлении, так и готовности сообщать о нем сторонам спора, их адвокатам или компетентному суду. Когда контракт оспаривается в суде, существует вероятность того, что ни истец, ни ответчик не имеют никаких преимуществ в раскрытии того, что первоначальная сделка явилась результатом взятки. Административные органы и гражданские судьи, участвующие в гражданском судопроизводстве, должны пройти соответствующую подготовку, с тем, чтобы знать, выявлять и сообщать об иностранном взяточничестве, которое может возникнуть в контексте такого судопроизводства.

http://oecd-russia.org/analytics/obnaruzhenie-mezhdunarodnogo-vzyatochnichestva.html

This entry was posted in 1. Новости, 2. Актуальные материалы, 3. Научные материалы для использования. Bookmark the permalink.

Comments are closed.