Защита осведомителей в компаниях

Михаил Кузьменков

Уже традиционными направлениями борьбы правоохранительных органов стали взяточничество, коммерческий подкуп и другие разновидности коррупционных преступлений. Не редко такие преступления совершаются в секторе государсвтенных и частных компаний. ОЭСР считает, что выявлению таких преступлений могут способствовать меры по должной защите осведомителей в компаниях, то есть тех людей, которые стали жертвой или свидетелями совершённого или готовящегося преступления. ОЭСР проводит оценку эффективности систем защиты осведомителей в рамках мониторинга исполнения странами обязательств по Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Задачи защиты осведомителей также определены в ст. 33 Конвенции ООН против коррупции. Россия является участником этих 2 международных договоров.

Говоря о частном секторе, ОЭСР обращает внимание на внутренние системы выявления фактов коррупции, которые создаются непосредственно в компаниях, в т.ч. в финансовом секторе. Внутренние системы защиты осведомителей широко используются институтами развития, которые финансируют крупные международные проекты. Например, опыт международных банков развития (МАБР, АБР, Карибского банка развития, ЕБРР) показывает, что банки развития приняли локальные акты, регулирующие порядок подачи сообщения информатором и его защиту. Во всех случаях в отношении таких сообщений гарантируется обеспечение конфиденциальности. Также банками развития создана возможность подачи анонимной жалобы (однако, в Африканском банке развития такие жалобы рассматриваются только по усмотрению Генерального аудитора). Сообщение передаётся либо в форме, указанной в банковских правилах, либо в любой удобной для информатора форме, например, для анонимного сообщения – письменное анонимное заявление. Различия внутренних систем защиты осведомителей банков развития обозначены в таблице:

Институт Наличие политики в отношении защиты осведомителей Обеспечение конфиденциальности сведений, предоставленных осведомителями Возможность подачи информации анонимно Возможные форматы предоставления информации о правонарушении (горячая линия, социальные сети и др.) Меры по защите осведомителей Система рассмотрения информации от осведомителя внутри института развития
Межамериканский банк развития (МАБР) Отчетность и защита осведомителей 2012 г. Да Да Формы предоставления информации не указаны и могут передаваться доступным информатору способом (информация передаётся в виде сообщения, например, своему руководителю или в специальное Управление). 1.Временное приостановление деятельности работника, который может пострадать из-за сообщения информации о правонарушении.
2. Перевод работника на другую работу.
3. Иные действия, которые считаются целесообразными для защиты осведомителя. Все сообщения о неправомерных действиях рассматриваются Управлением по вопросам этики, которое состоит из руководителя управления и консультантов, а также могут доводиться до сведения правоохранительных органов. Все сотрудники компании обязаны содействовать расследованию. Лица, нарушающие Кодекс этики, могут быть подвергнуты санкциям от письменного выговора до увольнения. Также возможно привлечение к гражданскому или уголовному преследованию в случае нарушения законодательства. Управление по вопросам этики подчиняется Президенту банка и формируется Президентом Банка и Советом Директоров.
Африканский банк развития (АБР) Политика информирования и рассмотрения жалоб 2007 г. Да Да, но такие жалобы рассматриваются только по усмотрению Генерального аудитора Информация может быть направлена: через горячую линию; своему руководителю; генеральному аудитору; президенту или исполнительному директору Банка. 1. Компенсация ущерба, включая финансовые потери, а также значительные эмоциональные расстройства, включая любые физические недуги, возникшие в результате этих страданий, и связанные с ними медицинские расходы, судебные расходы, включая представительские расходы, расходы на свидетелей, экспертов, путевые расходы и другие расходы.
2. Перевод на другую должность.
3. Другие необходимые меры для защиты осведомителя. Генеральный Ревизор назначается в качестве защитника осведомителей. Отдел по расследованию случаев коррупции и мошенничества в канцелярии Генерального Ревизора отвечает за проведение расследований. Генеральный ревизор назначается Президентом банка после консультаций с Советом Директоров.
Карибский банк развития Политика информирования 2015 г Да Да О нарушениях можно сообщать, используя: горячую линию; местный телефон; электронную почту; личное посещение; * любой другой способ. Любые специальные меры по защите осведомителя, которые могут включать меры по предотвращению, смягчению или устранению вероятности возмездия, оказываемые Банком самостоятельно или в сотрудничестве с любым компетентным национальными органами (полиция, прокуратура и др.). Специальное ответственное Управление банка (OICA) занимается расследованием по жалобам о совершённых преступлениях, проводит консультации с другими органами банка и должностными лицами, в том числе, с Президентом банка. Управление подчиняется Президенту Банка и формируется Президентом Банка и Советом Директоров.
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) Политика информирования Европейского Инвестиционного Банка 2009 г. Да Да Формы сообщения не указаны. Об инцидентах можно сообщать любыми средствами, имеющимися в распоряжении сотрудника. Анонимные сообщения могут передаваться в письменной форме. Могут приниматься временные и/или постоянные меры, которые необходимы в интересах защиты соответствующего сотрудника. Перечень таких мер не указан. В случаях предполагаемой незаконной деятельности, сотрудник обязан незамедлительно проинформировать об этом Генерального Инспектора. В случае возможного конфликта интересов сотрудник может сообщить об этом в Комитет по аудиту. В случае бездействия банка сотрудники банка могут в качестве крайней меры передать дело Европейскому Омбудсмену. Комитет по аудиту состоит из шести членов, назначаемых Советом управляющих.
Внешэкономбанк — — — — — —
В настоящее время Внешэкономбанком РФ приняты локальные нормативные акты по вопросам противодействия коррупции (о проверке сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должности; о получении подарка; о Кодексе этики; о соблюдении требований к поведению сотрудников и др.), которые обеспечивают соблюдение банком развития законодательства РФ в сфере борьбы с коррупцией. Вместе с тем, в ВЭБ в настоящее время отсутствуют банковские правила, регулирующие порядок подачи сообщения информатором, его защиту, порядок работы органа, ответственного за предотвращение давления на информатора, а также проверки его сообщений, которые установлены в аналогичных зарубежных институтах.

http://oecd-russia.org/analytics/zaschita-osvedomitelej-v-kompaniyah.html

This entry was posted in 1. Новости, 2. Актуальные материалы, 3. Научные материалы для использования. Bookmark the permalink.

Comments are closed.