Аналитические материалы членов Союза: Юрий Миранович Антонян о причинах расстрела в казанской школе

Причины «школьных» убийств 

Кровавая трагедия в г. Казани потрясла всю Россию: недавний школьник Галявиев, 19 лет, пришел в свою бывшую школу, где убил 9 человек и еще 21 нанес телесные повреждения разной степени тяжести выстрелами из винтовки и взрывами самодельных гранат. Реакция общества была, конечно, молниеносной: кроме всеобщего горя и сочувствия жертвам, люди пытались понять эти необычные и крайне жестокие действия, объяснить их причины. На страницах газет и журналов, по телевидению, радио и в других средствах массовой информации высказывались различные мнения об их причинах. Однако, как представляется, имеющиеся точки зрения недостаточно глубоки и не дают возможности уяснить действительные источники происшедшего.

При анализе этой трагедии особое внимание уделялось психическим расстройствам  Галявиева, исходя из того, что якобы именно они толкали его на совершение преступлений. При этом не учитывалось, что подобные расстройства не могут выступать в качестве причины, иначе все страдающие ими должны убивать. Но вне всяких сомнений, они активно способствовали агрессивному поведению убийцы, если бы их не было, он, возможно, не решился бы на такой шаг. Вот почему те, которые разрешили ему приобрести оружие, должны нести ответственность.

Виновны (не в юридическом смысле) и родители Галявиева, которые не обеспечили надзор о попечение для своего психически нездорового сына, бросили его на произвол судьбы, хотя он, образно говоря, еще «вчера» был несовершеннолетним.

Как всегда, во всем винят подростковые «стрелялки», видя в них тлетворное дыхание Запада. Но, во-первых, в эти глупые игры играл не только Галявиев, но практически все подростки страны, в том числе, имеющие расстройства психики, а убивал он один. Во-вторых, не учитывается, что игровые убийства могут снимать напряжение и агрессию у подростка, тем самым оказывая ему весьма важную услугу.

Думаю, что не следует винить охрану школы. Можно усилить контроль за входом в нее, оцепить полком Росгвардии или полиции, однако тот ученик, который задумал расправу, найдет возможность это сделать: нападет на соучеников, бывших или настоящих, при их выходе из здания, в местах скопления и любимого времяпрепровождения и т.д.

Итак, я вижу причину массового убийства в школе, которая становится объектом нападения как единое целое, состоящее из учеников и учителей. Для убийцы такой объект – психологическая абстракция, существующая только для него в этом качестве.

Отмечу, что этот школьный расстрел был не первым в России, а ученик той же самой школы, если не ошибаюсь 17 или 18 лет, покончил жизнь самоубийством, т.е. совершил агрессию против самого себя. Убийства в средних учебных заведениях, подобных казанскому, имели место в других странах, в том числе в США. Важно заметить, что стрельба убийцы-одиночки по толпе и тем более по своим товарищам по работе, встречается значительно реже. Школьные массовые убийства – намного чаще и это весьма информативно (не говоря уже о том, что в высшей степени трагично); они показывают, что именно там дети и подростки подвергаются серьезной опасности, что как раз в этих местах они получают чрезвычайно болезненные психические травмы. Причем в их возрасте эмоциональные уколы могут быть наиболее ранящими, взрослый человек может их просто не заметить; особенно чувствительно способны воспринимать психологические удары люди с нездоровой психикой. Стоит также подчеркнуть, что другие дети и подростки могут и не заметить, не оценить какое-то слово или действие как обиду или оскорбление. Поэтому они вполне чистосердечно говорят, что ничего подобного не замечали.

Травму школьнику могли нанести те, которые с ним учились или учатся, мальчики и девочки (юноши и девушки), учителя, представители администрации. Допустимо, что они даже не думали, что причиняют смертельную обиду; допустимо, что Галявиев был объектом насмешек и издевательства; допустимо, что ему не ответила взаимностью девушка и у него был счастливый соперник; допустимо, что он просто завидовал кому-то или свои последующие неудачи объяснял себе тем, что его в школе плохо учили или дурно влияли. Можно представить себе и что-то иное, происшедшее в школе, несомненно, что именно там ему был нанесен удар, который он счел сокрушительным. Поэтому он мстил школе, школьникам и учителям, поэтому он стрелял в школе, а не в каком-нибудь ином месте. Это была месть.

Школа должна стать более значимым субъектом профилактики преступлений. Для этого надо постоянно совершенствовать систему школьного воспитания, повысить качество контроля за отношениями между учащимися, между ними и учителями, наполнив эти отношения новым содержанием. Безусловно, должна быть усилена, а точнее – поставлена на новый уровень помощь психиатров средним учебным заведениям.

Если Галявиев будет признан невменяемым, он до конца своей жизни не должен покидать стены закрытого медицинского учржедния. «Век ему свободы не видать».

Заслуженный деятель науки РСФСР,

доктор юридических наук, профессор

Юрий Миранович Антонян

This entry was posted in 1. Новости, Статьи. Bookmark the permalink.

Comments are closed.