Аналитические материалы членов Союза. Новая статья И. Милича

ПРИШЛО ЛИ ВРЕМЯ ДЛЯ НОВОГО УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕРБИЯ – ЗАПРЕТА ДОСТУПА В ИНТЕРНЕТ?

др Иван Д. Милич,

ассистент кафедры уголовного права

Юридического факультета

государственного Университета в городе Нови-Сад,

Республика Сербия

i.milic@pf.uns.ac.rs

 

К совершившим уголовные преступления лицам в ходе уголовного процесса применяется уголовное наказание. Одной из целей применения наказания является и специальная превенцияТаким образом, воздействие наказания на осужденное лицо способствует предотвращению совершения уголовных преступлений в будущемВ Республике Сербия Уголовным кодексом предусмотрены следующие виды наказания, которые могут быть применены к совершеннолетним лицам, совершившим уголовные преступления: штрафы, предупреждения и меры, гарантирующие безопасность [1]. В соответствии с законом, наказание в виде тюремного заключения является самым строгим уголовным наказанием в Республике Сербия – особенно с 1 декабря 2019 года, когда было введено наказание в виде пожизненного лишения свободыТакдо 1 декабря 2019 года уголовное законодательство Республики Сербия предусматривало не наказание в виде пожизненного тюремного заключения, а наказание в виде лишения свободы на срок от 30 до 40 лет.

Однакоиногда и другие виды уголовного наказания могут оказать значительное воздействие на лицо совершившее уголовное преступлениеНапримерлишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностьюдепортация иностранцевзапрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнованийИногда и сам факт внесения информации о совершившем уголовное преступление лице в соответствующий реестр может иметь для него более тяжелые последствиячем применение определенных мягких наказаний. Таким образомодно и то же наказание может оказывать различное воздействие на лицо, совершившее уголовное преступление.

Места лишения свободы в Сербии переполненыа количество лиц вновь совершающих уголовные преступления из года в год не уменьшаетсяГосударство разными способами пытается снизить уровень криминала. Прежде всегоимеет место применение «уголовно-правовых мер»которые, как предполагается, способствуют снижению количества совершаемых уголовных преступлений, а тем самым и количества вновь совершаемых уголовных преступленийЗа последние несколько лет Уголовный кодекс в Республике Сербия неоднократно менялся и дополнялсяЭти изменения и дополнения, по большей части, касаются определения новых уголовных преступленийизменения существующих определенийужесточения наказанийзапретов на смягчение наказания и другоеПомимо этогопринимаются и новые законы, которые «определяют уголовно-правовой материал»Необходимо подчеркнутьчто множество подобных изменений и дополнений Уголовного кодекса, как и принятие закона, который «определяет уголовно-правовой материал», было введено в правовую систему под влиянием широкой общественностибез критической оценки профессионалов и без серьезного – прежде всего криминалистического – исследованияВ отдельных случаяхпричиной для такой законодательной интервенции становилось совершение отдельных вызвавших широкий общественный резонанс уголовных преступленийход расследования и судебным процесс по которым освещались в СМИ ежедневно.

Классические уголовные преступления (например, убийства и кражисуществовали всегдаВместе с всесторонним развитием общества увеличивается и количество инкриминацийНапример, нельзя было инкриминировать преступления, связанные с нарушениями безопасности дорожного движения во времена, когда дорожного движения не было или уголовные преступления против безопасности компьютерных данных во времена, когда компьютерные данные не существовали.

С другой стороныи уголовное наказание меняетсяРаспространенные некогда смертную казнь, изгнание и нанесение увечий заменили «гуманные наказания»прежде всего наказание в виде лишения свободыСо временем были введены и иные виды наказанияпосредством которых ограничивают или лишают прав лиц, совершивших уголовные преступленияпрепятствуют реализации ими определенных прав, назначают лечение и другоеДля исполнения наказания в виде лишения свободы для особо опасных преступников формируют специальные отделения в тюрьмах [2]. Обобщенно можно сказать, что одновременно с возникновением некоторых прав и свобод вводятся и уголовные наказания, которые реализуются в форме ограничения или лишения этих прав и свобод.

Меняются способы и средства совершения уголовных преступленийСредства, которые используются для совершения уголовных преступлений, могут быть изъяты в ходе уголовного процессаНаряду с классическими средствами совершения уголовных преступленийсегодня преступниками чаще и чаще используется интернет. Всё большее количество уголовных преступлений можно совершить с помощью доступа в интернет. Например: преследование; несакционированный доступ к защищенному компьютеру, компьютерной сети или электронной базе данных; раскрытие личной и семейной информации; посредничество в проституциидемонстрация, приобретение и хранение порнографических материалов и вовлечение малолетних лиц в порнографический бизнеспровокация паники и общественных беспорядковСегодня все чаще с помощью интернета совершается мошенничествокак и вымогательствошантажа также другие уголовные преступленияНеобходимо отметить, что посредством использования интернета реализуется подготовка к совершению уголовного преступления – таким образом, что с его помощью обеспечивается доступ к определенной информацииОбеспечивается доступ к данным жертв уголовных преступленийПосредством использования интернета осуществляется подстрекательство к совершению уголовных преступленийНередко через интернет формируются криминальные группировки, особенно те, которые имеют международный характерИх коммуникацияпланирование, как и совершение уголовного преступления, было бы невозможно (или было бы затруднено) без обращения к технологии интернета.

Возможно, уголовное наказание в виде запрета на доступ в интернет повлияло бы на снижение количества уголовных преступленийа вместе с тем и на снижение количества вновь совершаемых преступленийОсобое место тут нашла бы специальная превенцияЛица, которым запрещено использовать интернет, лишаются возможности повторить уголовное преступление, которое можно совершить посредством интернетаТаким образом, они лишаются «средства» совершения уголовного преступленияаналогично тому, как, в соответствии с действующими порядками, у совершившего уголовное преступление лица изымаются вещи в ходе исполнения мер по обеспечению безопасности (ст. 87 Уголовного кодекса). То же самое имеет место в случае наказания в виде «лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью»так как тот, кто «злоупотребил положением» посредством этого наказания на определённое время лишается права в будущем осуществлять определенную деятельностьчто означает, что он «лишается возможности» повторить «злоупотребление положением» (ст. 85 Уголовного кодекса). Также, и наказание в виде изъятия водительских прав применяется к лицам, которые использовали транспортное средство для совершения уголовного преступления (ст. 53 Уголовного кодекса). Схож с мерой обеспечения безопасности и запрет на управление транспортным средствомтак как в этом случае правонарушителю запрещается управлять транспортным средством, если он нарушил безопасность дорожного движения (ст. 86 Уголовного кодекса). Введение запрета на доступ в интернет, в определённом смысле стало бы уголовно-правовой реакцией в отношении совершивших уголовное преступление лиц, которые совершили уголовное преступление посредством использования интернета.

Важно напомнить, что, на основе Закона об уголовном процессе Республики Сербия, в одном случае можно ввести запрет на использование интернета [3]. Речь идет о случае, когда «лицу, которому предъявлено обвинение» (но, которое не осужденоопределяется мера пресечения в виде домашнего ареста (это мера, с помощью которой обеспечивается присутствие обвиняемого лица и беспрепятственная реализация уголовного процесса), так как тогда одновременно можно ввести запрет на использование обвиняемым интернетаТаким образомесли запрет на использование интернета может быть применен в отношении обвиняемого лицато это может стать одним из аргументов в пользу того, что такой же запрет может быть применен и в отношении осужденного лица.

Если бы законодательно было принято решение о применении запрета на доступ в интернетто это решение необходимо было бы реализовать посредством установления новой меры обеспечения безопасности – запрета на доступ в интернетВ этом случае, данная мера исполнялась бы как наказание и мера по обеспечению безопасностиВ любом случае, нужно было бы предвидеть, что время отбытия наказания в местах лишения свободы не будет засчитано в качестве времени действия меры по запрету доступа в интернетЭто относилось бы к осуждённым лицам, которые отбывают свое наказание в виде лишения свободы в тюрьмах. Упомянем лишь, что в тюрьмах Сербии заключенные не могут пользоваться интернетомНеобходимо выделить и то, что в Республике Сербия наказание в виде лишения свободы может отбываться в тюрьмах или в помещении, где осуждённый проживает (так называемое, домашнее заключение). Существует возможность, что осужденный, которому назначено наказание в виде лишения свободы сроком менее одного года при определенных условиях отбывает данное наказание в помещении, в котором проживает (в своей квартире или доме). В это период, по решению суда, осужденный может быть и под электронным надзоромПредставляется, что было бы оправдано в этом случае, чтобы мера в виде запрета на доступ в интернет применялась одновременно с исполнением наказания в виде лишения свободы – наказания в виде так называемого домашнего заключенияБыло бы нелогично, если бы осужденный во время отбытия наказания в виде домашнего заключения имел доступ в интернета после отбытия наказания началось применение меры по запрету. Требовалось бы определить и санкции за нарушение осужденным меры запрета [4].

В Республике Сербия довольно часто выносится условный приговорТак, например, в 2009 году было вынесено 23 382 условных приговоровв то время как в том же году было вынесено 9 763 приговоров к тюремному заключению [5]. В связи с этимзапрет доступа в интернет мог бы быть предусмотрен как вид защитного контроляВ этом случае реализацию защитного контроля необходимо было бы предусмотреть как причину отмены условного осужденияС тем, что необходимо было бы определить будет ли отмена условного осуждения обязательной или факультативной.

Самое большое право, которое может получить осужденное лицо, которое наказание в виде лишения свободы отбывает в тюрьме – это условное освобождениеВ том же 2009 году из тюрем было выпущено 1735 осужденных лиц [6]. В связи с этимвероятно, было бы оправдано предусмотреть возможность, чтобы осужденному лицу, которое получило условное освобождение, была вменен и уголовно-правовой обязательный запрет на доступ в интернет (при условии, что ему не запрещен доступ в интернет в виде меры обеспечения безопасности). Если бы осужденный нарушил запрет и вышел в интернет, то это нужно было бы рассматривать как основание отмены условного освобожденияТакже, необходимо было бы предусмотреть будет ли в этом случае отмена условного освобождения обязательной или факультативной.

Если бы законодательно был введен запрет на доступ в интернет, потребовалось бы определить и обязательный или необязательный характер вынесение запрета на доступ в интернетВозможно, можно предусмотреть обязательный запрет на доступ в интернет или факультативныйМы склонный сделать вывод о том, что было бы оправданно предписать только факультативное вынесение запретачтобы оставить судье возможность принять решение о применении или неприменении запрета на использование интернетаТаким образом, судья на основании независимого судебного заключения принимал бы решение о том, будет ли применен запрет на доступ в интернетчто зависело бы от характера и тяжести уголовного преступления и личности лица его совершившего [7]. Суд обязан соответствующим образом изучить личность совершившего уголовное преступление лица и, после этого исследования, реализовать индивидуализацию уголовного наказания [8].

То, насколько данное уголовное наказание может подействовать на совершившее уголовное преступление лицо, зависит от многих критериевСамым важным вопросом тут является то, насколько интернет необходим лицу, совершившему уголовное преступлениеОсобенно это затронуло бы лица, чья трудовая деятельность невозможна без использования интернетаВ этом случае запрет имел бы соответствующее влияние и на трудовые отношения осужденногоа вместе с тем и на его существованиекак и на существование членов его семьиОднако и при вынесении других уголовных наказаний встает вопрос о трудовых отношениях осужденногоего существовании и существовании членов его семьиНапример, если осужденному будет назначена мера по обеспечению безопасности в виде запрета на управление транспортным средством или наказание в виде лишения водительских правэто наказание будет влиять на трудовые отношения осужденногоа вместе с тем и на существование его и членов его семьиС другой стороныэта мера меньше бы задела тех осужденных, чьи трудовые отношения не обусловлены использованием интернета. Возможно законодательство должно было бы предвидетьв случае принятия решения о введении запрета на доступ в интернетвозможность, чтобы осуждённый все таки – в определенных случаях, при определенных условияхв определенное время и под надзором уполномоченных органов – мог использовать интернетРешение об этом опять должен был бы принять суд посредством судебного решенияТаким образом, существовала бы возможность, чтобы осужденный, даже, если ему вынесен запрет на доступ в интернет, при определенных условиях мог им пользоваться.

Исполнение наказание следует после того, как судебное решение вступит в силу и будет подлежать исполнению. Процесс исполнения уголовных наказаний в Республике Сербия определяется, прежде всего, Законом об исполнении уголовных наказаний [9]. В связи с этимесли бы законодательно был предусмотрен и запрет на доступ в интернетто необходимо было бы определить и сам способ исполнения этого наказанияПредставляется, что процесс исполнения был бы достаточно сложнымТакто, что лица, которым назначен запрет доступа в интернет находятся на свободе, усложняет контроль того, используют или не используют они интернет.

Список литературы

 

1. Уголовный кодексСлужебный вестник Республики Сербия, № 85/2005, 88/2005, 107/2005, 72/2009, 111/2009, 121/2012, 104/2013, 108/2014, 94/2016, 35/2019.

2. Милич Д. Иван, Где отбывают тюремное заключение самые опасные заключенные в Республике Сербия? Уголовная политика и культура противодействия преступности: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 20 сент. 2019 г.: в 2 т. / редкол.: А.Л. Осипенко, К.В. Вишневецкий, В.С. Соловьев и др. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2019. Т. I. С. 44-50.

3. Кодекс уголовного процессаСлужебный вестник Республики Сербия 72/2011, 101/2011, 121/2012, 32/2013, 45/2013, 55/2014, 35/2019.

4. Милич И. О последствиях нарушения запрета, который введен в качестве меры, обеспечивающей безопасность. Сборник трудов Юридического факультета государственного Университета в городе Нови-Сад 32018. С. 1269–1281.

5. Бюллетень «Совершеннолетние лица, совершившие уголовные преступления в Республике Сербия: заявления, обвинения и приговоры [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://publikacije.stat.gov.rs/G2019/Pdf/G20195653.pdf (дата обращения: 01.02.2020 г.).

6. Годовой отчет Управления исполнения уголовных наказаний за 2009 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://reforma.bezbednost.org/wp-content/uploads/downloads/2012/09/2009-Godisnji-izvestaj-Ministarstvo-pravde-Uprava-za-izvr%C5%A1enje-krivi%C4%8Dnih-sankcija.pdf (дата обращения 01.02.2020 г.).

8. Милич И. Индивидуализация тюремного заключения – криминологические, уголовноправовые аспекты и аспекты наказания. Нови-Сад, 2017. С. 109-114.

7. Милич И. О необходимости исследования личности обвиняемого в уголовном процессе. Актуальные проблемы права иправоприменительной деятельности на современном этапе: материалы Международной научно-практической конференцииКраснодар, 25–26 сентября 2014. С. 192-196.

9. Закон о применении уголовных наказанийСлужебный вестник Республики Сербия, № 55/2014, 35/2019.

Nota Bene.

С полным текстом можно ознакомиться в: Проблемы борьбы с преступностью в условиях цифровизации: теория и практика : сборник статей ХVIII Международной научно-практической конфе-ренции «Уголовно-процессуальные и криминалистические чтения на Алтае». — Вып. XVI / Министерство науки и высшего образования РФ, Алтайский государ-ственный университет ; отв. ред. С.И. Давыдов, В.В. Поляков. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2020.

 

This entry was posted in 1. Новости, Статьи. Bookmark the permalink.

Comments are closed.