Аналитические материалы членов Союза: Н.Г. Кадников о

Николай Григорьевич Кадников

К вопросу об организованной коррупционной преступности

Длительное время в теории и на практике преобладали и продолжают преобладать такие понятия как организованная преступность, коррупционная преступность, профессиональная преступность. Под организованной преступностью большинство криминологов и криминалистов понимают форму преступности, для которой характерна устойчивая преступная деятельность, осуществляемая преступными организациями (организованными группами, бандами, преступными сообществами и другими подобными незаконными формированиями), имеющими иерархическую структуру, материальную и финансовую базу и связи с государственными структурами, основанные на коррупционных механизмах [1]. Уровни организованной преступности разные: Первый уровень: преступления совершаются организованными и устойчивыми преступными группами, их действия носят умышленный характер, но в них нет сложной структуры и иерархии, функции организаторов и исполнителей не разделены.

Как отметил Генеральный прокурор РФ, с каждым годом регистрируется все больше преступлений коррупционной направленности, совершенных в крупном или особо крупном размере либо причинивших особо крупный ущерб (в 2019 году – 5 408, в 2018 году – 5 365, в 2017 году – 5 136), при этом чаще пресекается коррупционная деятельность организованных групп и преступных сообществ (в 2019 году такими группами и сообществами совершено 1 136 преступлений, в 2018 году – 972, в 2017 году – 723) [2].

Как сообщил РИА Новости глава прокурорского управления по противодействию коррупции, за коррупцию в 2020 году к ответственности были привлечены около одной тысячи правоохранителей и более 500 работников государственных структур. Обвинительные приговоры состоялись в отношении 949 должностных лиц правоохранительных органов, 539 должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, 58 депутатов регионального и муниципального уровня. По его словам, российские суды в прошлом году вынесли более 8 тысяч обвинительных приговоров в отношении 9 тысяч граждан, которым инкриминировались коррупционные преступления. Реальные сроки получили порядка 18% осуждённых, условное заключение – 35%, и около 40% фигурантов были оштрафованы [3].

Особенностью современной организованной преступности является ее сращивание с коррумпированным чиновничеством. Однако в настоящее время в большей степени коррумпированное чиновничество не используется преступными авторитетами, а само чиновничество является ядром организованной коррумпированной преступности, которое нередко использует в качестве боевиков профессиональных преступников с их группировками. Этот вид организованной преступности фактически преобладает над всеми остальными (над преступностью общекриминальных группировок, в том числе и группировок и преступных сообществ, возглавляемых так называемыми преступными авторитетами и ворами в законе).

Уровни организованной коррупционной преступности также различаются в соответствии с уровнем власти по вертикали и по горизонтали, а также с учетом их ведомственной принадлежности: на местном уровне, на региональном уровне и на федеральном уровне (с выходом на транснациональный уровень).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, среди коррупционных преступлений наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие. Тем не менее, особо отмечено, что и по преступлениям данной категории правосудие должно осуществляться на основе соблюдения принципов независимости судебной власти, состязательности и равноправия сторон, соблюдения прав и свобод человека, в строгом соответствии с требованиями уголовного и уголовно-процессуального законодательства [4].

Теоретики и практики были уверены раньше, что статья 210 УК РФ предназначена для бандитов, авторитетов, воров в законе, которых не часто, но привлекали к ответственности по ст.209 и 210 УК, однако появились приговоры по обвинению по ст.210 УК чиновников разных уровней, в том числе в сочетании с предпринимательскими преступными сообществами за коррупционные преступления [5].

Если взглянуть подробнее, то мы увидим, что в недрах государственных структур нередко создаются криминальные группировки чиновников, имеющие все признаки преступных сообществ. Например, за коррупционные преступления за последние пять лет осуждены 9 бывших членов Совета Федерации (большинство за групповые коррупционные преступления), двое находятся в международном розыске. Суммы хищений и ущерб от коррупции – миллиарды, в том числе и в дотационных регионах [6]. Все действия чиновников квалифицируются как совершенные в составе преступного сообщества или организованной преступной группы. Например, 23 апреля 2018 г. Дорогомиловский суд Москвы вынес заочный приговор по делу «Совкомфлота», по которому признан виновным и заочно осужден бывший сенатор от Волгоградской области Д. С. Он приговорен к 12 годам лишения свободы за организацию преступного сообщества (ст.210 УК РФ), злоупотребление полномочиями, присвоение в особо крупном размере и легализацию денежных средств, полученных преступным путем. В 2010 г. бывший сенатор от Башкирии И. И. осужден на пожизненное лишение свободы за организацию преступного сообщества, убийства и налоговые преступления [7].

За 20 лет осуждено более 30 мэров и глав администраций (в том числе и таких крупных городов как Владивосток, Тверь, Волгоград, Саратов, Рязань, Томск, Тамбов, Орел и др.). Приговоры этим чиновникам вынесены в основном за групповые преступления коррупционной направленности [8].

Нередко привлекаются к ответственности за коррупционные преступления чиновники федерального уровня. За взяточничество в декабре 2015 г. осужден бывший министр экономического развития РФ А. У., экс-министру открытого правительства РФ М. А.  в 2019 году были предъявлены обвинения в создании преступного сообщества с использованием служебного положения, в мошенничестве в особо крупном размере, а также отмывании 32 миллиардов рублей[9].

На сотни идет счет по осужденным членам правительств и депутатов законодательных органов регионов.  По заявлению Председателя Следственного комитета России А. Бастрыкина, более 5 тысяч высокопоставленных чиновников в России предстали перед судом с 2011 по 2020 г. за коррупционные преступления [10].

Не избежали искушения и отдельные лица из числа важнейших должностных лиц – губернаторов и глав республик в составе Российской Федерации, от которых зависит жизнь целых регионов, а порой и всего государства. Многие из них уличены в организованной преступной деятельности. Осуждено более 15 губернаторов за коррупционные преступления (должностные злоупотребления, хищения, взяточничество) и еще несколько находятся под следствием. Изъято на миллиарды рублей коррупционных преступных доходов (стандартный набор: швейцарские часы, наличные деньги, валюта, оружие) [11].

Наметилась тенденция квалифицировать действия ряда губернаторов как организатора преступного сообщества или активного участника такого сообщества. Вот лишь некоторые примеры. В 2015 г. по ст.210 УК было предъявлено обвинение губернатору Республики Коми В. Г. В составе созданного им, по версии следствия, преступного сообщества было более 20 чиновников разного уровня, которые участвовали в совершении тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений. Однако в окончательном обвинении ст.210 УК сочли недоказанной, хотя признаки преступного сообщества были выявлены следствием. Тем не менее, приговор, вынесенный чиновникам, оказался весьма суровым по длительности лишения свободы (бывшего губернатора приговорили к 11 годам лишения свободы) [12]. Южно-Сахалинский городской суд в 2018 г. признал экс-сахалинского губернатора А. Х. виновным в получении взяток и отмывании денежных средств. Он приговорен к 13 годам лишения свободы в колонии строгого режима и 500 миллионам рублей штрафа. Его приговор называли самым суровым для бывших губернаторов за последнее десятилетие. Х. и его соучастников обвиняли в создании в регионе преступного сообщества, которое промышляло сбором взяток с предпринимателей за общее покровительство и получение государственных контрактов. В деле было 10 эпизодов преступных действий (получение взятки более чем на 500 миллионов рублей и легализация преступных доходов). Однако вместо преступного сообщества всем фигурантам были вменены действия в составе организованной преступной группы, созданной для получения взяток от представителей бизнеса [13]. В этой части приговор не совсем соответствует обвинению, хотя все признаки преступного сообщества были установлены следствием. 24 февраля 2021 г. Нижегородский районный суд Нижнего Новгорода приговорил бывшего главу Республики Марий Эл Л. М. к 13 годам колонии строгого режима и штрафу в 235 млн руб. [14]. Была доказан вина подсудимого в получении в составе организованной группы взятки за лоббирование интересов отдельных предпринимателей. 9 июля 2020 года был задержан и на следующий день арестован губернатор Хабаровского края. Ему вменяется убийство двух или более лиц, организация преступного сообщества [15]. 21 марта 2021 года по подозрению во взяточничестве был задержан губернатор Пензенской области по уголовному делу, где фигурируют также главы группы фармацевтических компаний. Следствие рассматривает и версию о создании ими преступного сообщества, основанного на коррупции и мошенничестве с медицинскими препаратами и оборудованием [16].

Отдельные специалисты заявляют о временной кадровой чистке, но, на наш взгляд, идет планомерная, тяжелейшая борьба с коррупционерами, проникшими в систему власти лишь для личного обогащения.  На прямой линии в 2019 г. Президент РФ В.В. Путин отметил: «Я чувствую ответственность за это безобразие. Если бы не чувствовал, вы бы ничего не знали [о таких фактах]. И если мы имеем дело с преступлением, с коррупцией, с наживой за счет граждан, то мы во-первых, всегда должны доводить [расследование] до конца, и во-вторых, это надо делать гласно» [17].

Учитывая нормы Конституции РФ и принципы уголовного процесса, нельзя сразу сказать о чиновнике, как о будущем коррупционере, организаторе или руководителе преступного сообщества. Тысячи должностных лиц честно исполняют свои обязанности, соблюдая права и свободы граждан, действуют на благо общества и государства. Однако растет количество чиновников, которые умело маскируются под патриотов, используют должности для своих корыстных целей. С нарушениями проводят в пользу себя предвыборную кампанию, а затем, придя к власти, подминают под себя весь регион. Их родственники и приятели занимают ответственные посты, захватывают все сферы предпринимательской деятельности. Регион и все его жители в конце концов обрекаются на нищету, дотационное существование.

Следует поддержать решительность главы государства, который подтвердил, что в борьбе с коррупцией надо и дальше действовать последовательно и бескомпромиссно. По мнению Президента РФ, чиновники, представители правоохранительной сферы находятся в особом положении, и с них будет всегда особый спрос [18].

Коррупция как ржавчина разъедает многие сферы нашей жизни, а не только органы власти. Например, определяющее значение для страны имеет состояние вооруженных сил и военно-морского флота. Еще Император Александр III отмечал, что у России есть два надежных союзника: ее армия и флот [19]. Однако и здесь обнаружены проявления организованной коррупционной преступности [20, с. 103-107; с. 4-10].  Так, в 2018 г. в Министерстве обороны РФ были выявлены чиновники-коррупционеры, которые совершали хищения активов Минобороны, используя холдинг «Оборонсервис». По делу привлечена к ответственности, а фактически за руководство преступной группой начальница Департамента имущественных отношений Минобороны, осужденная за совершение преступления коррупционной направленности, хотя были подозрения о наличии преступного сообщества [21].

17 февраля 2021 г. Правобережный суд Магнитогорска (Челябинская область) вынес приговор в отношении бывшего военного комиссара города А. Ж.. За получение взяток он приговорен к восьми годам лишения свободы условно, со штрафом в полтора миллиона рублей. Ж. были предъявлены обвинения в совершении 16-ти преступлений по части 3 статьи 290 УК РФ, 12-ти преступлений по части 1 статьи 285 УК РФ, а также других коррупционных преступлений. Как указано в приговоре суда, военком организовал преступную группировку и руководил ею. В нее входили сотрудники военкомата, общественники, медицинские работники поликлиники. Все участники преступной группы свой умысел направляли на действия, связанные с оформлением и предоставлением фиктивных медицинских документов, свидетельствующих о наличии у магнитогорских призывников плоскостопия, для признания их негодными для службы в армии. В общей сложности военком оказал содействие в уклонении от призыва 19-м призывникам Магнитогорска. Вместе с тем, приговор с назначением восьми лет лишения свободы условно не позволяет говорить о решительной борьбе с коррупцией, тем более что все признаки преступного сообщества были видны невооруженным глазом [22]. Следователи, на наш взгляд, имели все основания для предъявления военкому обвинения по ч.3 ст.210 УК РФ.

Нельзя сказать, что руководство Министерства обороны РФ не реагирует на негативные факты коррупции. Приказ Министра обороны РФ от 16 марта 2021 г. № 160 «Об утверждении Плана противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации на 2021-2023 годы» является вполне своевременным и актуальным. План содержит много важных мероприятий, направленных на противодействие коррупции, что, по мнению ведомства, должно минимизировать коррупционные проявления [23]. Но негативные примеры говорят о весьма сложном положении дел в данной сфере. Например, 2 марта 2021 г. Хамовнический суд Москвы вынес приговор по уголовному делу о рекордной взятке в Министерстве обороны РФ. На 6,5 лет лишения свободы осужден бывший замначальника управления департамента государственных закупок военного ведомства за получение взятки в 368 миллионов рублей. Именно на такую сумму суд его оштрафовал. Вместе с ним, как установило следствие, в 2017 г. в министерстве действовала целая преступная группировка, состоящая из военных чиновников, совершавших коррупционные преступления, получавших сотни миллионов рублей взяток в виде откатов от предпринимателей, с которыми незаконно заключались миллиардные контракты на поставку кухонь, пекарен, цистерн и различной техники. По этому делу также арестованы начальник продовольственного управления Минобороны, начальник отдела технического обеспечения, главный эксперт управления, начальник аукционной комиссии военного ведомства, начальник отдела проведения конкурентных процедур по государственному заказу департамента государственных закупок [24]. Если это не преступное сообщество, то в уголовном праве что-то надо пересматривать.

Честь и хвала сотрудникам правоохранительных органов, которые ведут борьбу с указанными негативными явлениями во властных структурах. Но отдельные должностные лица правоохранительных органов также не желают работать честно и по закону. Как отметил Министр внутренних дел России Владимир Колокольцев в интервью «Известиям» 7.11.2017 г., 75% взяток выявляется сотрудниками собственной безопасности МВД России, идет постоянная работа над обеспечением соблюдения законности в собственных рядах, и никто не собирается скрывать негативные явления [25]. 26 февраля 2020 г. на расширенной коллегии МВД глава ведомства Владимир Колокольцев сообщил, что для МВД России принципиальное значение имеет борьба за чистоту рядов личного состава.  Министр также отметил, что работа по устранению причин и условий возникновения этих явлений будет продолжена, невзирая ни на какие имиджевые потери. В этом же ключе он высказался и совсем недавно, анализируя ситуацию с коррупцией в рядах сотрудников в УВД по Камчатскому краю. В частности, В.А. Колокольцев отметил:»Что касается позиции нашего министерства, то она, как и прежде, остается неизменной: выявлять и привлекать к ответственности всех виновных, несмотря на должности, которые они занимают, невзирая на неминуемые имиджевые потери для самого ведомства. Это позиция принципиальная, и отступать от нее мы не намерены».[26].

Если взглянуть на приговоры должностных лиц правоохранительных органов весьма высокого ранга, то можно увидеть в совершаемых ими преступлениях признаки организованной коррупционной преступности. Вот лишь несколько примеров.  Фрунзенским районным судом города Иваново 10 июня 2016 г. вынесен обвинительный приговор в отношении экс-начальника УМВД России по Ивановской области А. Н. Он признан виновным в превышении должностных полномочий и приговорен к 3 годам колонии общего режима с лишением генеральского звания и госнаград [27]. 17.07.2017 г. Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга вынес обвинительный приговор бывшему начальнику упраздненного ГУ МВД по Северо-Западному федеральному округу В. Б. и соучастникам за злоупотребления и растрату, подлог и мошенничество. Б. и другие участники организованной группы накануне расформирования управления под видом премий растратили более 19 млн рублей, а также пытались переоформить на своих родственников и друзей 21 ведомственную квартиру, общая сумма которых составляет около 101,8 млн рублей [28]. 27 апреля 2017 г. по приговору Московского городского суда по ст.210 УК РФ осужден бывший начальник Департамента МВД России по борьбе с экономической преступностью и коррупцией С., который признан виновным в организации преступного сообщества, а некоторых его подчиненных осудили за участие в этом преступном сообществе. В этом же Департаменте уже после выявления преступного сообщества был арестован заместитель начальника управления З., который по версии следствия контролировал топливный сектор экономики, (в июле 2019 г. осужден на 12 лет лишения свободы за коррупционные преступления и противодействие расследованию) [29].  30 августа 2019 г. Ленинский районный суд Томска приговорил к восьми годам условно бывшего главу управления МВД по Томской области И. М. за особо крупную взятку, злоупотребления и мошенничество. 28 февраля 2020 г. Камчатским городским судом за злоупотребления должностными полномочиями был осужден бывший начальник УМВД России по Камчатскому краю А. С. и приговорен к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.23 ноября 2020 г. Мещанский суд Москвы вынес обвинительный приговор экс-главе экспертно-криминалистического центра МВД России П. Г., который осужден за крупные хищения, совершенные организованной группой, при приобретении специальной техники [30].

В настоящее время на переднем крае борьбы с коррупцией оказались сотрудники ФСБ, которые в большинстве случаев показывают пример высокого профессионализма, мужества и соблюдения закона при противодействии коррупционерам всех мастей. Однако отдельные сотрудники этого ведомства также оказались вовлеченными в совершение коррупционных преступлений. Так, Московский гарнизонный военный суд приговорил к семи годам колонии бывшего начальника отдела управления «К» службы экономической безопасности (СЭБ) ФСБ России К. Ч., признав его виновным в мошенничестве и получении взятки в особо крупном размере. У осужденного Ч. в ходе обысков было изъято денег и ценностей на 11 млрд руб. Следствием установлено, что Ч. действовал в составе организованной преступной группы, осуществлял контроль над банковским сектором. Полагаем, что приговор соответствует принципам справедливости и законности [31]. 26.02.2021 г. Второй Западный окружной военный суд вынес приговор по ч. 6 ст. 290 УК РФ (получении взятки в особо крупном размере) сотруднику 7-го отдела Следственного управления ФСБ РФ С. Б. и его бывшему подчиненному А. К., вымогавшим 1 млн долларов в биткоинах у экс-гендиректора ФГУП «Издательство «Известия» Э. Г. По приговору суда С. Б. получил девять лет лишения свободы в колонии строгого режима, А. К. — 12 лет также в колонии строгого режима [32].

Эти примеры убедительно показывают, что руководство страны действительно развернуло решительную борьбу с коррупцией во всех сферах государственного аппарата, невзирая на ведомства и должности коррупционеров.

Данное направление современной уголовной политики воспринято во всех правоохранительных органах. В частности, как отметил А.В. Бастрыкин, «наша деятельность по противодействию коррупции осуществляется последовательно, системно и наступательно. Об этом наглядно свидетельствует тот факт, что с 2011 года, то есть с момента образования ведомства, в суд направлено свыше 90 тысяч уголовных дел о коррупции, возмещено государству и потерпевшим от преступлений гражданам почти 34 миллиарда рублей». По мнению Председателя Следственного комитета Российской Федерации, деятельность по пресечению коррупционных преступлений осуществляется вне зависимости от уровня должностного положения виновных лиц [33]. В подтверждение такого высказывания можно привести следующие данные. 30 апреля 2015 года Красногорский суд приговорил экс-руководителя следственного отдела по Красногорску Главного следственного управления СК по Московской области А.Г. по ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере) к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима и штрафу в размере 500 млн руб. [34].  12 июля 2016 года Московский гарнизонный военный суд вынес приговор по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) заместителю руководителя управления по расследованию особо важных дел Главного следственного управления СК по Москве Р. А. и его соучастнику, приговорив каждого из них к 7 годам колонии общего режима и штрафу в 1 млн руб. [35]. В марте 2020 г. за совершение коррупционных преступлений были осуждены начальник службы собственной безопасности СК РФ М., руководитель СК Москвы Д. и его заместитель, руководитель СК по ЦАО Москвы.  Они приговорены к длительным срокам лишения свободы [36]. Им не предъявлено обвинение по ст.210 УК, хотя, на наш взгляд, признаки преступного сообщества в материалах уголовного дела просматривались.

15 марта 2021 г. Басманный райсуд Москвы вынес приговор следователям центрального аппарата Следственного комитета России С. Д. и А. Т., назначив им шесть и восемь лет колонии строгого режима за получение взятки в особо крупном размере. Следователи были задержаны с поличным при получении 5 млн руб. от адвоката, представлявшего интересы топ-менеджеров банка, в отношении которых расследовалось дело о мошенничестве на сумму более 200 млн руб. [37]. Это весьма показательный пример организованной коррупционной преступности, но который показывает, что в СК РФ ведется бескомпромиссная борьба с коррупцией без оглядки на должности и звания сотрудников.

Среди юристов судьи занимают особое положение. Они во все времена признавались высококлассными юристами, принимающими весьма важные решения с точки зрения государственной власти, в том числе и признание человека преступником и назначение ему справедливого наказания.

Казалось бы, судьи имеют особый статус, назначаются Президентом РФ, и поэтому должны быть вне подозрений в коррупционном поведении. Как отмечал Конституционный суд РФ, несменяемость и неприкосновенность, будучи элементами конституционно-правового статуса судьи, не являются его личной привилегией как гражданина, они обеспечивают самостоятельность и независимость судебной власти, служат средством защиты публичных интересов, прежде всего интересов правосудия, и не только не исключают, но, напротив, предполагают повышенную ответственность судьи за выполнение своих профессиональных обязанностей, соблюдение законов и правил судейской этики [38].

Но и здесь все не совсем так. Есть негативные примеры, касающиеся служителей Фемиды. Так, 24 октября 2011 г. Верховный Суд Российской Федерации вынес приговор бывшему судье Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону И. А. Его приговорили за получение взятки (ч. 4 ст. 290 УК РФ) к наказанию в виде штрафа в размере шестидесятикратной суммы взятки, то есть 3 млн. рублей [39]. 22 ноября 2016 года Ленинский суд Кирова заочно приговорил к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима экс-председателя Вятскополянского районного суда Кировской области С. К. за получение взятки в размере 18 млн рублей. Во время приговора К. уже находился за пределами РФ, объявлен в международный розыск [40]. 21 апреля 2017 года бывший судья арбитражного суда Тамбовской области С. С., задержанный в марте 2016 года, Октябрьским районным судом Тамбова приговорен к семи с половиной годам лишения свободы за получение взятки в крупном размере [41]. 24 января 2021 г. Железнодорожный районный суд Барнаула вынес приговор экс-судье Арбитражного суда Алтайского края Р. Т. Как сообщает пресс-служба краевой прокуратуры, его признали виновным по ч.4 ст.291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве) и приговорили к 7 годам лишения свободы и штрафу в размере 30 млн. рублей [42].13 июля 2021 г. Верховный суд Республики Бурятия вынес приговор бывшему заместителю председателя Иркутского областного суда Н. Н. Он признан виновным в двух эпизодах получения взятки (ч. 4 ст. 290 УК РФ).Взятки, по версии следствия, передавались через посредников-решальщиков, оказывающих услуги по возврату водительских удостоверений. Бывшему зампреду Иркутского облсуда назначили шесть лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима и штраф в размере 5 млн руб.[43].

Не менее важное значение для современной уголовной политики имеет сфера исполнения приговора, где осужденные коррупционеры, должностные преступники могли бы подумать о своем противоправном поведении, раскаяться в этом и добиваться прощения от государства и его граждан.  Но и эта сфера государственного управления сама оказалась пораженной коррупционной болезнью. Опасность коррупции в данной сфере увеличивается еще и в связи с возникновением прямых контактов не только осужденных коррупционеров с сотрудниками ФСИН, но и в связи с подобными контактами с осужденными преступными авторитетами. Коррупция на этой почве весьма серьезно компрометирует государственную власть и порождает сомнение в достижении целей наказания. Новое руководство ФСИН высказалось за бескомпромиссную борьбу с коррупцией во ФСИН и называет ее приоритетной в осуществлении служебной деятельности (fsin.ru›news…fsin…osnovnye…korruptsii…sotrudnikov…). Тем не менее, примеры совершения коррупционных преступлений в системе ФСИН позволяют говорить о признаках организованной коррупционной преступности. Так, за подобные преступления в составе организованной группы, 14 июня 2017 года Замоскворецким судом Москвы по ч. 4 ст. 159 УК РФ был осужден бывший директор ФСИН А. Р. (приговорен к 8 годам лишения свободы). В период с 2016 по 2020 г. за коррупционные преступления, совершенные в составе группы, были осуждены несколько бывших заместителей директора ФСИН, главы ГУФСИН по Республике Коми, Ростовской, Курганской, Кемеровской областям, Пермскому краю, бывший заместитель начальника ГУ ФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, не считая менее значимых должностных лиц уголовно-исполнительной системы. Однако следствие не решилось квалифицировать преступные группы с их участием как преступное сообщество [44]. В 2019 г. был вынесен приговор заместителю директора ФСИН О. К. и его соучастнику. Они похитили бюджетные средства путем поставки в учреждения ФСИН бракованной обуви для осужденных и сотрудников уголовно-исполнительной системы на сумму более 260 миллионов рублей. По другому уголовному делу К. инкриминированы эпизоды получения взяток и растраты бюджетных средств путем завышения цен госконтрактов на поставку бензина и продовольствия на сумму более 150 миллионов рублей [45].

Большую работу по разоблачению чиновников-коррупционеров проводят органы прокуратуры. Новый толчок эта работа получила с назначением на пост Генерального прокурора РФ И.В. Краснова. Выступая на заседании Совета Федерации 20 января 2020 года, Игорь Викторович Краснов отметил: «Коррупция как проявление одного из беззаконий, безусловно, разлагает как деловую среду, так и государство в целом» [46]. Вместе с тем, ему также придется усиливать карательную составляющую в отношении прокурорских работников, подозреваемых в коррупции и иных должностных нарушениях. И такая работа действительно началась. В апреле 2021 г. Сальский районный суд вынес приговор в отношении бывшего прокурора Пролетарского района Ростовской области С. К. по обвинению в получении взятки 1,1 млн руб. По решению суда экс-прокурор получил 8 лет условно с ограничением свободы на 4 года и выплатой штрафа в сумме взятки [47].Приговор весьма специфичный, особенно учитывая совершение должностным лицом в соучастии такого опасного коррупционного преступления, но закон в этом случае не нарушен. 12 февраля 2021 г. направлено в суд уголовное дело в отношении бывшего Раменского городского прокурора К. Т., который обвиняется в получении многомиллионных взяток, мошенничестве и вымогательстве. Вместе с ним к ответственности привлечены 11 членов организованной К.Т. преступной группировки, имеющей все признаки преступного сообщества. С мая 2017 по ноябрь 2018 года К.Т. занимал пост замглавы Люберецкого отдела СК по Московской области [48]. 18 сентября 2019 г. Торбеевским райсудом бывший помощник прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осужден по ч. 6 ст. 290 УК РФ («Получение взятки в особо крупном размере») к шести годам лишения свободы в колонии строгого режима [49]. 9 апреля 2019 г. Гагаринский районный суд Севастополя признал бывших старшего прокурора отдела общего надзора за соблюдением законодательства С. Н. и прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы С. Д., а также предпринимателя виновными в попытке обманом получить 2 млн рублей от подрядчика, выигравшего контракт на благоустройство городского пляжа [50]. Обоим прокурорам назначено по три года лишения свободы и штрафы. В этом случае организованная коррупционная группа налицо. Волжский районный суд Саратова вынес 12 февраля 2019 г. признал виновным экс-начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Саратовской области С. И. В суде доказано, что подсудимый получал с сельхозпредприятия долю от выручки за содействие в спорах с конкурентами. Экс-прокурору назначено наказание в виде семи лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима и штраф в размере 1,9 млн рублей [51].

Анализируя примеры из судебной практики, можно предположить существование в современный период не абстрактной организованной преступности и преступлений коррупционной направленности, а конкретной организованной коррупционной преступности. Если быть более точным в формулировках и понятиях, то речь идет о необходимости противодействия организованным преступным сообществам, складывающимся в органах власти и управления либо в регионах с целью совершения коррупционных преступлений. В основном это преступные сообщества, создаваемые чиновниками на местном, региональном и федеральном уровнях для хищения бюджетных средств, выделяемых под крупные бюджетные программы, либо организованные преступные группы, действующие с целью создания системы вымогательства взяток с различных субъектов хозяйственной деятельности. Нередко при совершении коррупционных преступлений должностные лица используют лидеров и активных участников общекриминальных преступных сообществ.

На наш взгляд, причины все те же: бесконтрольность, семейственность, клановость, отсутствие конкуренции и конкурсного замещения должностей, отсутствие экономического контроля со стороны центральных органов, не всегда своевременный и эффективный прокурорский контроль. Хотя, научные исследования в этой сфере до настоящего времени не проведены на достаточном уровне и не позволяют сделать более четких выводов о причинах и условиях существования преступности данной разновидности.

Тем не менее, приведенные в статье примеры позволяют говорить о проведении масштабной операции по борьбе с коррупцией во всех сферах государственного управления. Хочется надеяться, что подобная операция не будет краткосрочной кампанией и позволит не победить окончательно, но существенно сократить масштабы коррупции. Важно признать, что организованная коррупционная преступность существует объективно, она требует политической воли и особо внимания со стороны руководства страны, всех заинтересованных субъектов (правоохранительных органов, ученых, законодателей и представителей исполнительных органов).

Какие наши действия? Дополнить главу УК РФ об ответственности за должностные преступления статьей об ответственности за создание преступного сообщества в органах власти и управления с целью совершения коррупционных преступлений.  Действующая статья 210 УК РФ не в полной мере соответствует оценке коррупционных проявлений должностных лиц.

Наряду с этим, за коррупционные преступления следует пожизненно лишать чиновников возможности работать в органах власти и управления всех уровней. Необходимо законодательно закрепить обязательность проведения конкурса на замещение должностей такого уровня и возможность отзыва выборных чиновников.

Весьма своевременной мерой было бы установление ответственности не только за взяточничество в чистом виде, когда взяткой признаются вещи, деньги, услуги имущественного характера, но и за взяточничество в форме торговли влиянием или когда взятка предоставляется в виде услуги неимущественного характера либо ее получатель, используя свое должностное положение, воздействует на принятие решения другими лицами [52].

Для прекращения семейственности и клановости в их негативном смысле, когда эти явления используются в незаконных, корыстных целях, следует установить запрет на занятие должностей в коммерческих организациях и фирмах родственниками представителей законодательной и исполнительной власти, а также руководителей правоохранительных органов всех уровней.

Мы можем говорить сколько угодно, что взятки берут, потому что их дают, но это ответ ни о чем. Нас еще убеждают, что бытовая коррупция «гораздо страшнее», «там крутятся огромные деньги». Это подмена понятий. Чтобы уменьшить бытовую коррупцию, надо бросить большие силы на уменьшение организованной коррупционной преступности. Нет научного анализа истинных причин бедствия, а это не что иное как бедствие, когда во власти преступные сообщества, о которых мы раньше думали, как о чем-то сугубо криминальном с рецидивным уклоном. Но иногда складывается впечатление, что специалистов не интересуют истинные причины данной проблемы. Есть мнение, что это отголоски лихих 90-х, когда общеуголовная преступность двинула во власть. Но уже прошло 30 лет, а организованная преступность не исчезла, не побеждена (хотя некоторые официальные лица заявляли о победе над ней), а лишь обрела коррупционную оболочку. Как представляется, необходимы срочные научные исследования и принятие комплексных мер, включающих законодательные, организационные и экономические.

Список литературы.

1. ru.wikipedia.org›Организованная преступность; см. также: Долгова А. И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. М., 2011; Криминология. Учебник. Издательство Норма. М., 2019.

  1. Генеральная прокуратура Российской Федерации. 30 марта 2020/ genproc.gov.ru (дата обращения: 1 апреля 2021 г.)
  2. govoritmoskva.ru›Новости›266208 (дата обращения 3 мая 2021 г.)
  3. tass.ru›Биографии и справки›9638037 (дата обращения 3 апреля 2021 г.)

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 (ред. от 24.12.2019) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»// СПС КонсультантПлюс

5. См. подробнее: Проблемы борьбы с организованной преступностью. Учебное пособие. Под общей ред. проф. И.М. Мацкевича. Проспект. М., 2021.

7. kommersant.ru›doc/3612736 (дата обращения: 3 мая 2021 г.)

8. pravo.ru›Новости›212667/дата обращения: 3 мая 2021 г.; тass.ru›Биографии и справки›8883895 (дата обращения: 3 мая 2021 г.)

9. rbc.ru›society/15/12/2017/…/дата обращения: 3 мая 2021 г.; tass.ru›Биографии и справки›6261301/дата обращения: 3мая 2021; zakon-i-poryadok.com›2020…(дата обращения 28 апреля 2021 г.)

10. life.ru›p/1357828 ((дата обращения 28 апреля 2021 г.)

11. zakon-i-poryadok.com›samye-gromkie-aresty-gubernatorov-v-rossii.html/дата обращения 2 мая 2021; WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27254.5/4385290/ (дата обращения 2 мая 2021)

12. gazeta.ru›12406441.shtml (дата обращения 2 мая 2021)

13. rg.ru›2018/02/11…gubernator-sahalina-horoshavin…(дата обращения 28 апреля 2021 г.)

  1. РБК: https://www.rbc.ru/society/24/02/2021/947a6a2682e3e

15. gazeta.ru›social/2020/07/10/13148035.shtml; rg.ru›2020/07/09…v…gubernatora-habarovskogo-kraia…(датаобращения 28 апреля 2021 г.)

16. rg.ru›2021…reg-pfo…gubernatora-penzenskoj-oblasti…(дата обращения 15 июля 2021 г.)

 

17. «Прямая линия с Владимиров Путиным» -2019. 20 июня 2019// tass.ru›Экономика и бизнес›6571906 (дата обращения 15 июля 2021 г.)

18.  «Прямая линия с Владимиров Путиным» — 2019. 20 июня 2019// tass.ru›Экономика и бизнес›6571906 (дата обращения 28 апреля 2021 г.)

19. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «ЛокидПресс». Вадим Серов2003.

  1. См. также: Мацкевич И.М. Коррупция, организованная преступность и армия // Власть: криминологические и правовые проблемы. — М.: Криминолог. Ассоц., 2000. — С. 103-107; Мацкевич И.М. Организованная экономическая преступность//Мониторинг правоприменения. № 1 (18). 2016. С.4-10.

21. rg.ru›sujet/4794/ (дата обращения 15 июля 2021 г.)

22. kommersant.ru›doc/4694812Magnitogorsk.BezFormata.com›…magnitogorska…znak.com›2021-02-18/eks_voenkom_magnitogorska…(дата обращения 15 июля 2021 г.)

23. garant.ru›products/ipo/prime/doc/400565996/ (дата обращения 15 июля 2021 г.)

24. lenta.ru›news/2021/03/02/boruvkov/ (дата обращения 14 июня 2021)

25. сайт Национального портала по охране и безопасности «ГардИнфо»: http://guardinfo.online/2017/11/07/glava-mvd-vladimir-kolokolcev-o-borbe-s-korrupciej-i-novovvedeniyax-v-rabote-policii/(дата обращения 14 июня 2021)

26. сайт МВД/ СПС Консультант Плюс

27. genproc.gov.ru›К сведению СМИ›Архив новостей›news-1092048 (дата обращения 15 июля 2021 г.)

28. vesti.ru›article/1722147; tass.ru›Происшествия›4420017 (дата обращения 15 июля 2021 г.)

29. tass.ru›Происшествия›6534029;kommersant.ru›doc/3998380 (дата обращения 18 июня 2021)

30. pravo.ru›Новости›218985; genproc.gov.ru›К сведению СМИ›Архив новостей›news-1092048 (дата обращения 14 июня 2021)

31. tass.ru›Происшествия›11218327?nw=1619093601000; rg.ru›…sud-prigovoril…fsb…semi-godam-kolonii.html (14 февраля 2021 г.)

  1. https://news.rambler.ru/crime/45898152/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink/ (дата обращения 14 февраля 2021)
  2. rg.ru›2020/11/10/bastrykin…korrupcii…sistemno-i…(датаобращения14 февраля 2021)
  3. mosmonitor.ru›news/rights/eks…krasnogorska…godam…(датаобращения 28 апреля 2021 г.)

35. genproc.gov.ru›КсведениюСМИ›Архивновостей›news-982883; moskovskygvs.msk.sudrf.ru›modules.php…(дата обращения 28 апреля 2021 г.)

36. mos-gorsud.ru›Московский городской суд›Новости›…-rossii-po-g-moskve-i…(дата обращения 23 июня 2021 г.)

37. rg.ru›2021…basmannyj…vynes-prigovor…sledovateliam…;pravo.ru›Новости›230137(дата обращения 23 июня 2021 г.)

38. Постановления от 7 марта 1996 года N 6-П, от 19 февраля 2002 года N 5-П, от 28 февраля 2008 года N 3-П и др.)http://www.consultant.ru/law/podborki/ugolovnaya_otvetstvennost_sudi/(дата обращения 23 июня 2021 г.)

39. genproc.gov.ru›К сведению СМИ›news/genproc/news-73734 (дата обращения 23 июня 2021 г.)

40.Коррупционеры в судейских мантиях9111.ru›questions/777777777389989/ (дата обращения: 2 мая 2021 г.)

41. VestiTambov.ru›new…sudya-tambova-poluchil…vzyatku/

kommersant.ru›doc/3278685 (дата обращения 23 июня 2021 г.)

42. genproc.gov.ru›К сведению СМИ›Архив новостей›news-1774340 (дата обращения 19 июня 2021 г.)

43. tass.ru›Биографии и справки›7109408/ (дата обращения 28 апреля 2021 г.)

  1. tass.ru›7109408;gazeta.ru›social/2015/03/31/6620597.shtml; kommersant.ru›doc/3325246(дата обращения 15 июля 2021 г.)

45. genproc.gov.ru›К сведению СМИ›news/genproc/news-1875268; sledcomrf.ru›news…prigovor…zamestitelyu.html (дата обращения 24 июля 2021 г.)

46. genproc.gov.ru›Новости›К сведению СМИ›news/news-1894644 (дата обращения 22 июля 2021 г.)

47. rostov.rbc.ru›rostov/14/04/2021/… (дата обращения 15 июля 2021 г.)

  1. epp.genproc.gov.ru›web/gprf/mass-media/news?item…; tass.ru›Происшествия›10684221 (дата обращения 18 июля 2021 г.)
  2. zakon-i-poryadok.com›…sovershennye-sotrudnikami…v…(датаобращения (22 июля 2021 г.)
  3. sevastopol.press›2019/04/10/byvshie-sotrudniki…za…; gs.sev.sudrf.ru›modules.php…(дата обращения 23 июля 2021 г.)

51. interfax.ru›russia/650226(дата обращения 23 июня 2021 г.)

  1. См. также: Кадников Н.Г. Новый взгляд на предмет взяточничества // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. № 1. 2018. С.7-12.

 

Член Бюро Союза криминалистов и криминологов Николай Григорьевич Кадников, заслуженный работник высшей школы РФ, д.ю.н., профессор, профессор кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. 

PostScriptum. Ваши комментарии к рубрике «Аналитические материалы членов Союза криминалистов и криминологов» присылайте на почту Союза. Комментарии, замечания, предложения, мнения будут переданы авторам.

Президент Союза криминалистов и криминологов

Игорь Михайлович Мацкевич

This entry was posted in 1. Новости, Статьи. Bookmark the permalink.

Comments are closed.