Статья члена Союза профессора Ю.П. Гармаева

УДК 343.98

Работа выполнена при поддержке гранта Президента

 Российской Федерации для государственной поддержки

ведущих научных школ Российской Федерации НШ-4484.2018.6

 

Гармаев Юрий Петрович,

профессор кафедры уголовного

процесса и криминалистики

Бурятского государственного университета,

доктор юридических наук, профессор,

670000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 6,

89025644952, garmaeff1@mail.ru

 

 

«Антикриминальное просвещение в школах плюс конкурс просветительских работ» как научно-образовательный проект, реализуемый силами студентов юридических вузов

 

        Аннотация. В статье описан научно-образовательный проект, направленный на проведение на постоянной и системной основе в юридических вузах страны силами преимущественно студентов-юристов:

- занятий по антикриминальному просвещению в школах регионов, в сочетании с профориентационной работой по привлечению лучших абитуриентов в юридические вузы;

- конкурсов студенческих и школьных просветительских работ с привлечением к их оценке юристов-практиков, преподавателей и широким внедрением результатов этих конкурсов в Интернет-среду.

В отличие от иных подобных проектов, опыт реализации которых имеется в регионах страны, в настоящем проекте особое внимание уделяется использованию современных информационных технологий в правовом просвещении.

Ключевые слова: правовое просвещение, антикриминальное просвещение, юридическое образование, студенты юридических вузов, профилактика преступлений несовершеннолетних, информационные технологии в образовании, школьное образование.

 

 

 

Garmaev Yury Petrovich,

Professor of Chair of Criminal

Procedure and Criminalistics

Buryat State University,

Doctor of Law, Professor,

Suhe-Batora St., 6, Ulan-Ude, 670000,

89025644952, garmaeff1@mail.ru

 

 

«Anti-criminal education in schools, plus a competition of educational work» as a research and educational project implemented by law students

 

  1. The article presents a research and educational project aimed at conducting on a permanent and systematic basis in law schools in the country, mainly by law students:

- classes on anti-criminal education in the schools of the regions, in combination with the career guidance work to attract the best applicants to law schools;

- student educational competitions with the involvement of practicing lawyers, teachers and their widespread introduction of the results of these competitions in the Internet environment.

Unlike other similar projects, the experience of which is available in the regions of the country, in this project, tested in a number of Siberian universities, special attention is paid to the use of modern information technologies in legal education.

Keywords: legal education, anti-criminal education, legal education, law students, prevention of juvenile crimes, information technology in education, school education.

 

Вводная часть.

Как известно, вопросам правового просвещения уделяется большое внимание как в России, так и во многих иных странах, а также на международном уровне. Так, рядом развитых государств, в том числе, с  участием России, реализуются широкомасштабные международные проекты по антикоррупционному просвещению населения [11]. В странах Западной Европы (Германия, Великобритания, Швеция и др.) пристальное внимание уделяется просвещению в области экологического права. Этой проблеме посвящены специальные разделы в учебниках [4; 5]. В США значительные усилия направлены на правовое просвещение в части предупреждения насильственной преступности. Ведется подобная работа и в России [6]. Ведущие юридические вузы нашей страны, помимо традиционных форм (грантовые программы, конференции, олимпиады, научные конкурсы и т. п.), ищут, находят и успешно внедряют новые, инновационные формы обучения и воспитания основам правовой культуры.

Автором статьи совместно в коллегами разработан проект, направленный на антикриминальное просвещение населения, прежде всего, школьников, молодежи, реализуемый силами юридических вузов, студенческой молодежи. Проект вошел в содержание заявки на грант Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ России на тему: «Концепция антикриминального просвещения в Российской Федерации и участие юридических вузов, студенческой молодежи в ее реализации». Наша заявка получила поддержку грантодателя и коллектив приступил к реализации плана работ.

Основная часть.

Настоящий проект направлен  на разработку концепции правового (включая, прежде всего, антитеррористического и антикоррупционного, иного антикриминального) просвещения, его научно-методического и организационного обеспечения силами юридических вузов и студенческой юридической общественности. Постановка такой проблемы связана, прежде всего, с тем, что в Российской Федерации перед всеми государственными органами, а также перед научным юридическим сообществом, на государственном уровне были поставлены задачи правового просвещения и правового информирования населения. Так, Федеральный закон от 23 июля 2016 года № 182-ФЗ «Об  основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» в качестве основной формы профилактического воздействия назвал правовое просвещение и правовое информирование. Необходимая информация может доводиться до сведения граждан и организаций путем применения различных мер образовательного, воспитательного, информационного, организационного или методического характера (статья 18 закона). Президентом Российской Федерации были утверждены также Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. 04 августа 2012 года № 1465р).

Целями указанной государственной политики названы, в том числе:

1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;

2) повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности (п. 14 Основ).

Специальный раздел Основ посвящен мерам государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров (Раздел VII Основ). В «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» (утверждены Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 года № 646)  отмечено, что состояние информационной безопасности в области науки, технологий и образования характеризуется недостаточной эффективностью научных исследований, направленных на создание перспективных информационных технологий, низким уровнем внедрения отечественных разработок и недостаточным кадровым обеспечением в области информационной безопасности (п. 18).

Разработанная концепция призвана обеспечить создание и внедрение системы научно-обоснованных мер и информационных технологий, направленных на формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма, повышение уровня правовой культуры, противодействия наиболее опасным угрозам личности, общества и государства – преступности, коррупции и терроризму.

Достижение поставленных в проекте целей и задач представляется делом не из легких. Так, до настоящего времени на нормативном уровне не сформулировано понятие и концепция правового просвещения, его научно-методических основ. Анализ литературы демонстрирует противоречивость подходов авторов к данным проблемным вопросам. Не отличается эффективностью процесс создания перспективных информационных технологий в области правового просвещения. При этом наиболее серьезными и вредоносными для граждан, общества и государства представляются те возможные последствия, которые проистекают из недостатка правовых знаний в уголовно-правовой сфере, в частности, в сфере противодействия преступности в молодежной среде, экстремизму и коррупции.

Важно отметить, что в «Основах государственной политики…» в качестве фактора, влияющего на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения названо распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации (подпункт 3 пункта 12 Основ).

Если говорить о проведении просветительских занятий в школах на системной основе, о разработке подобного рода просветительской продукции, информационных технологий юридическими вузами, студентами-юристами, то здесь мы не видим особых достижений. Разовые акции, например, просветительские и профориентационные занятия в школах проводятся большинством авторитетных вузов страны. Но мы не обнаружили информации о системной деятельности такого рода, основанной на современных информационных технологиях. И это кажется странным по целому ряду причин.

Так, широко известно, что именно студенты как начинающие юристы, еще не подвержены некой профессиональной деформации, присущей опытным правоведам — ученым и практикам. Последние зачастую за годы работы отвыкают писать тексты и говорить кратким и доступным языком. Студенты лучше адаптированы к информационным технологиям, им во многом проще и быстрее научиться созданию современных мультимедийных просветительских материалов. Но, разумеется, под контролем своих старших коллег.

Подтверждение тезиса о преимуществах реализации мер правового просвещения именно студентами-юристами мы видим в литературе по педагогике. Так, Д.С. Иванцова, обобщив передовой опыт участия студентов-юристов в правовом просвещении школьников Владимирской области, приходит к выводам о том, что для работы с последними студенты подходят как нельзя лучше по ряду причин:

1. Школьники и студенты близки по возрасту, относятся к одной социальной группе, увлекаются похожей музыкой, фильмами, им проще говорить на одном языке. В то же время статус студента юридического вуза престижен для школьников, поэтому им проще и легче на него (студента) ориентироваться.

2. Эти две социальные группы объединяет статус учащихся, срабатывает принцип дружеского общения, и это заметно отличается от более официальных отношений учителя и ученика [3, с. 82].

Другие авторы справедливо указывают и на иную позитивную сторону вопроса. Так, З.Р. Танаева и Г.А. Казарцева напоминают, что привлечение студентов юридических вузов (особенно магистрантов. Отмечено нами – авторы) к реализации мер правового просвещения выступает как одно из условий развития у них как у будущих юристов профессиональных педагогических компетенций, среди которых: способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне; способность управлять самостоятельной работой обучающихся; способность эффективно осуществлять правовое воспитание [10].

В модели правового просвещения по типу «студент юрфака – школьник» есть еще одно неоспоримое преимущество. В рамках занятия в школе можно эффективно реализовать профориентационную работу по привлечению лучших абитуриентов к поступлению в юридический вуз. Этот подход, кроме прочих преимуществ, позволит преодолевать тенденцию оттока лучшей молодежи из регионов (особенно страдают от такой утечки регионы Сибири и Дальнего Востока). Мы учим студентов-юристов наглядно показывать школьникам преимущества обучения в прекрасном вузе родного региона.

Изложенное касается только одного – «школьного» направления правового просвещения, реализуемого силами юридических вузов. А этих направлений может и должно быть множество.

Повторимся, что просветительская продукция должна создаваться не только и не  столько силами преподавателей и ученых юридических вузов. Нами реализован ряд инициатив, в частности, инициатива повсеместного проведения юридическими вузами конкурсов студенческих просветительских работ. Однако необходима разработка системы научно-методического обеспечения соответствующей деятельности. Нами подготовлены соответствующие методические материалы, в том числе, две видеолекции по методике проведения студентом-юристом просветительских занятий в школах [9]. Проведены курсы по подготовке студентов, сформирован пакет презентаций (шаблоны), сопутствующие документы, проект положения о конкурсе просветительских работ и многое другие. Студенты – участники проекта уже создали инициативные группы в трех юридических вузах Сибири и дают конкретные результаты (прилагаем и некоторые отзывы от директоров школ: https://cloud.mail.ru/public/L8u9/DWo).

Говоря о мультимедийных просветительских материалах, мы исходим из того, что современные подростки и молодежь, взрослые люди возраста 25-55 лет – то есть самая активная часть населения, в настоящее время пользуются стационарными и мобильными компьютерами (ноутбуками, планшетами и др.), устройствами для чтения электронных книг и др. как на работе, так и дома, а также в общественном транспорте, в иных поездках. До половины граждан ежедневно используют сложную мобильную технику — смартфоны и коммуникаторы на операционных системах «iOS», «Android», «Windowsmobile» и др. В литературе отмечалось, что, к примеру, экологическое просвещение населения должно обеспечиваться через СМИ, Интернет, музеи, библиотеки, эколого-просветительские центры, лектории, экологические инициативы и акции, конференции и выставки [8]. Однако не конкретизировались конкретные мультимедийные средства и методы такого просвещения.

Итак, можно и нужно создавать  системы межотраслевых рекомендаций как для образовательной, так и для правоприменительной деятельности, в виде кратких, но емких по содержанию, с красивым, ярким пользовательским интерфейсом презентаций, видеороликов, сайтов, мобильных приложений типа памяток, «Кратких руководств по…». Повторяемся, все должно быть изложено в краткой и доступной для конкретного типа конечного потребителя форме. Должны приветствоваться анимация, фотографии и слайд-шоу, видеоролики (в том числе, с устрашающими фрагментами, как на пачках сигарет) и т.п.

Глубоко убеждены, что все юридические науки должны сами двигаться навстречу своему «конечному потребителю», разрабатывая и внедряя «продукцию» в различных вариантах в зависимости не от сложившихся внутринаучных традиций, а от тенденций потребления, характеристики типичного конечного потребителя [1].

Формирование рекомендаций преимущественно в интерактивной, мультимедийной, стационарной, плюс мобильной форме, с междисциплинарным содержанием, может стать приоритетным направлением прикладных разработок юридических вузов.

В контексте проведения упомянутых конкурсов просветительских работ, предлагаем, чтобы в образовательный процесс юридических вузов включались требования о том, чтобы каждый студент, например, в рамках работы над курсовым, дипломным сочинением, магистерской диссертацией,  помимо собственно традиционной – печатной формы этой квалификационной работы, должен был бы создать на ее основе, например, памятку или краткое пособие для тех или иных групп населения – не профессиональных юристов, плюс просветительский фильм, видеоролик и/или мультимедийную презентацию.

Здесь необходимо иметь в виду, что современный молодой человек – это  в большей степени визуал, чем представители предшествующих поколений. Визуалы – это те люди, кто предпочитает получать информацию, воспринимать ее преимущественно через зрение. Количество визуалов среди людей приблизительно равно 75%. Следовательно бóльшая часть населения, прежде всего, молодежи, запоминает лучше всего ту информацию, которая включает в себя визуальный канал. Эти данные запоминаются более чем в 90 % случаев [7] .

В этой связи следует в рамках просветительских конкурсов, в которых могут участвовать не только студенты, но и школьники, больше ориентировать молодых людей на создание именно видео-роликов, кратких фильмов, инфографики, мультимедиа-презентаций. Так, пятилетний опыт проведения международного кинофестиваля студенческих фильмов  по криминалистике поражает его организаторов и зрителей высочайшим уровнем заинтересованности, инициативы, творческого вдохновения его участников, не рассчитывающих на какие-либо выгоды помимо надежды на призовое место и широкое распространение их творений в Интернете [2].

Разумеется, любая просветительская работа должна проводиться студентами и иной молодежью при помощи консультантов — преподавателя и/или куратора-практика. Результаты просветительского конкурса могли бы оцениваться жюри, специальной созданной комиссией или  консультативным советом при юридическом вузе, в обязательном порядке включающим опытных правоприменителей.

Заключительная часть.

В заключении хотелось бы обратиться к коллегам —  руководителям и профессорско-преподавательскому составу юридических вузов. Приглашаем к сотрудничеству по продвижению в вашем вузе данного проекта (с двумя взаимосвязанными составляющими – просветительский конкурс и занятия в школах), поскольку он направлен:

- на повышение эффективности правового просвещения школьников и всего населения вашего региона,

- на рост престижа вашего вуза, повышение эффективности образования и трудоустройства ваших выпускников,

-  на расширение возможностей хоздоговорной работы,

- на сохранение и привлечение в регионы самой главной ценности любого общества – высокообразованной молодежи.

 

Библиографическийсписок

  1. Гармаев Ю.П. Мультимедийные межотраслевые средства предупреждения преступности: перспективы разработки и внедрения / Ю.П. Гармаев // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. – 2014. – №3. – С. 71-80.
  2. Гармаев Ю.П., Чумакова Л.П. III Международный кинофестиваль студенческих фильмов по криминалистике «Золотой след»: истоки, результаты и перспективы // Библиотека криминалиста. Научный журнал. – М. – 2016.  – № 6 (29). – С. 364-370.
  3. Иванцова Д.С. Роль студентов-юристов в правовом просвещении школьников  Владимирской области // Актуальные проблемы правового образования и воспитания школьников : материалы конференции. — М. : Юрист, 2012. — 204 с.
  4. Kloepfer M. Umweltrecht. Muenchen: Beck, 2004.
  5. Kraemer L. Environmental law. London: Sweet and Maxwell, 2007.
  6. Yury P. Garmaev, Lidia P. Chumakova. International Student Film Festival as A Means of Legal Education: Proposal for Holding the Event in Russia // World Applied Sciences Journal 33 (1): 44-50, 2015. – P.44-50.
  7. Беспятова Е. Е. Инфографика в «Twitter»: есть ли у нее будущее? Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015010101. (дата обращения: 20.10.2018).
  8. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (постатейный) (под ред. А.П. Анисимова) («Деловой двор», 2010)  (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015).
  9. Просветительские занятия в школах силами студентов-юристов. Презентация проекта [Электронный ресурс]: [мультимед. фильм] / Ю.П. Гармаев. 2018.- Режим доступа: https://youtu.be/jNPqA_ZQXH8.
  10. Танаева З.Р., Казарцева Г.А. Участие студентов в правовом просвещении как условие развития педагогических компетенций // Правопорядок: история, теория, практика. — 2013. — №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-studentov-v-pravovom-prosveschenii-kak-uslovie-razvitiya-pedagogicheskih-kompetentsiy (дата обращения: 20.09.2018).
  11. «Project education against corruption». Available at: http://www.sdcentras.lt/antikorupcija/en/tp1.htm.

 

This entry was posted in 1. Новости, Статьи. Bookmark the permalink.

Comments are closed.